18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова
Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова.
Фото: Музей Михаила Булгакова
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой экранизации «Мастера и Маргариты», а сейчас тем более. Но есть реальность медийная, а есть практическая, жизненная. Как они сопрягаются в контексте музея, нам рассказала его директор

Что собой представляет сегодня государ­ственный музей Михаила Булгакова в Москве?

Сейчас у нас три площадки. Я настаиваю на цифре три, потому что, когда в марте 2023 года мы открыли наш Научно-просветительский центр на Арбате, многие написали: «Ура! Теперь Музей Булгакова представлен на четырех площадках». Это происходит из-за путаницы с частным культурным центром «Булгаковский дом», который находится в том же доме на Большой Садовой, 10. Но нет, государственный музей Михаила Булгакова только один. В него входит в первую очередь «нехорошая квартира», которая в качестве музея функционирует с 2007 года. Три года назад открылось наше пространство по адресу Большая Пироговская, 35а. Это первое отдельное жилье Булгакова в Москве, которое он снимал с 1927 по 1934 год. Самое новое пространство — Научно-просветительский центр на Арбате.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Булгаков жил и там?

Само это место не имеет к Булгакову прямого отношения, однако рядом, в Нащокинском переулке, находился дом, где писатель жил с 1934 по 1940 год. Новая площадка музея удобна для проведения встреч, лекций, конференций и других мероприятий.

Получается, что вы — один из немногих московских музеев, которые в последние годы приросли не благодаря укрупнениям и слияниям, а естественным путем. Как вам это удалось?

Присоединение упомянутых помещений — заслуга предыдущего директора музея, Петра Мансилья-Круза, который возглавлял его с 2013 года. Когда я была назначена на этот пост в июле 2022 года, руководство поручило мне открыть Научно-просветительский центр ко Дню города, к началу сентября. Уже тогда я понимала, что мы точно не успеем к сроку, поскольку эта задача была уравнением с несколькими неизвестными, а открытие новой площадки — большая ответственность. Открылись в марте 2023-го: библиотека, полноценный лекторий, выставочное пространство, музыкальная гостиная со старинным роялем, впечатляющая коллекция виниловых пластинок. Там же фонд рукописных документов, в который входят материалы исследователей-булгаковедов и различные документы о деятельности музея. Этот фонд был создан на базе архива Мариэтты Омаровны Чудаковой, переданного ее дочерью Марией. Чудакова — одна из создательниц музея. Мы сделали в Научно-просветительском центре ее мемориальный кабинет.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Чем вы занимались до того, как стали директором Музея Булгакова?

С 2017 года занимала ту же должность, которую продолжаю занимать и сейчас, сов­мещая: параллельно я директор Центральной городской молодежной библиотеки имени Михаила Светлова. Сидеть на двух стульях относительно удобно: «нехорошая квартира» и Светловка находятся друг напротив друга, на противоположных сторонах Садового кольца. Но, поскольку у Светловки тоже есть два филиала, со временем оказалось, что стульев у меня уже не два, а шесть. Светловка для меня — это уже подросший ребенок: тут все налажено, подобрана команда, все знают, что делать. Музей Булгакова для меня пока еще на другой стадии.

БИОГРАФИЯ
Валентина Агафонова
Директор Музея М.А.Булгакова и Центральной городской молодежной библиотеки им. М.А.Светлова

1986 родилась в Москве
2007 окончила Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина по специальности «филолог»
2007–2013 ассистент проекта, координатор проекта, менеджер проекта, менеджер по развитию Фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа»
2014 начальник отдела маркетинга ГАУК «Мосгортур»
2014–2015 заместитель директора ФГБУ «Роспатриотцентр»
2015–2017 заместитель генерального директора по PR и развитию ГБУК г.Москвы «Дирекция по развитию культурных центров»
С 2017 директор ГБУК г.Москвы «Центральная городская молодежная библиотека им. М.А.Светлова»
2018–2019 параллельно директор ГБУК г.Мос­квы «Библиотека-читальня им. А.С.Пушкина»
2022 по совместительству директор ГБУК г.Москвы «Музей М.А.Булгакова»
2023 основное место работы — Музей М.А.Булгакова

Еще…

Вы помните, что вас в начале здесь поразило?

Невероятные потоки посетителей — не только в выходные, но и в будни. Посещаемость сейчас около 100 тыс. человек в год. За мой период работы она выросла на треть.

«Нехорошая квартира». Постоянная экспозиция. Фото: Музей Михаила Булгакова
«Нехорошая квартира». Постоянная экспозиция.
Фото: Музей Михаила Булгакова

То есть выход фильма-блокбастера не повлиял на вашу посещаемость?

С одной стороны, Булгаков, безусловно, один из популярнейших писателей в России и зарубежном мире. С другой — наш музей в определенном смысле является заложником этой ситуации, и мы постоянно должны придумывать новые проекты, чтобы удержать имеющуюся аудиторию и привлечь новую. Иными словами, сложно ответить на вопрос, каков прирост аудитории музея после выхода фильма. Самое важное здесь то, что кинокартина Михаила Локшина дает повод для дискуссии и музей оказывается востребован и как площадка для мероприятий, и как инстанция с опытными специалистами, готовыми принять участие в открытом разговоре об экранизации «закатного романа». Во время работы над фильмом съемочная группа обращалась в музей за консультациями относительно историко-культурных реалий 1920–1930-х годов, по вопросам биографии и творчества Булгакова.

К премьере фильма в музее открылась выставка костюмов, которые использовались в кинокартине. Кроме того, мы записали аудиогид по «нехорошей квартире», где голосом Булгакова стал Евгений Цыганов, исполнитель роли Мастера. Организовали серию паблик-токов, которые были связаны и с романом Булгакова, и с новой экранизацией. Спикерами, кстати, выступили и представители съемочной группы и актеры. Например, Данил Стеклов, сыгравший Бездомного, рассказывал о том, что в прокатную версию фильма не вошло большое количество отснятого материала. Мы попробуем попросить у создателей фильма что-то из дополнительных сцен для обсуждения.

Выставка «Вы судите по костюму?». Музей Михаила Булгакова. Фото: Музей Михаила Булгакова
Выставка «Вы судите по костюму?». Музей Михаила Булгакова.
Фото: Музей Михаила Булгакова

Каковы планы вашего дальнейшего развития?

Одним из достоинств прежнего музея было обилие внутренних выставочных проектов. Мне же хочется, при сохранении традиций, больше внешних партнерств и коллабораций. Это отлично работает в сфере культуры, это колоссальный ресурс. У нас уже выстроены взаимоотношения с другими музеями и архивами, кинотеатрами, театрами, издательствами, ресторанами. Сотрудничаем и с вузами. Например, в марте начинаем совместный проект со студентами Высшей школы экономики. Отдельное внимание сейчас уделяется сувенирной продукции и издательским проектам. Недавно мы представили новый логотип музея, а параллельно работаем над созданием нового брендбука и сайта.

В этом году у нас амбициозные планы ко дню рождения Михаила Булгакова в мае. Хотим повторить успех прошлого года и значительно расширить программу нашего фестиваля.

Из других планов. В доме на Большой Садовой музею принадлежат две квартиры: собственно сама «нехорошая квартира» № 50, с экспозицией, и находящаяся напротив, на той же лестничной площадке, квартира № 51, служебная. Мы планируем открыть ее для публики — устроить там сувенирный киоск, гардероб и зону ожидания экскурсий.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

А что происходит с площадкой на Пироговской?

Музей на Большой Пироговской перед Новым годом затопило — сейчас мы его приводим в порядок и надеемся открыть в марте. Хочется снова радовать посетителей и действующей экспозицией, состоящей из огромного количества мемориальных предметов, и новыми выставками. В этом году на Пироговке у нас их запланировано несколько. Несмотря на то что там небольшое пространство, не более 100 кв. м, мы стали интегрировать театрализованные экскурсии, что дало возможность решить эту проблему: «расширить» пространство и рассказывать о выставках гораздо больше и уже на другом языке — языке театра.

Какова ситуация с фондами, реставрацией предметов?

Сейчас фонды насчитывают более 8 тыс. единиц, и они активно комплектуются за счет дарителей, друзей музея. В коллекции музея хранится большое количество печатных изданий с первыми публикациями писателя, его автографы, редкие книги, документы, фотографии.

В конце прошлого года мы провели потрясающую реставрацию мемориальной мебели из квартиры Михаила Булгакова в Нащокинском переулке и гостиного гарнитура Владимира Степуна, близкого знакомого писателя, актера МХАТа. Во время работы над гарнитуром реставраторы нашли оригинальную ткань обивки в подлокотнике одного из кресел, и после реставрационного совета было принято решение придать гарнитуру первоначальный вид.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Совсем недавно музей получил от частного дарителя — Александра Курушина, художника и друга Любови Белозерской, второй жены писателя, — личные вещи Любови Евгеньевны. Среди них — дорожный саквояж, вязанная крючком поясная сумочка, папка для бумаг, автографы разных лет. До этого он много передал и других мемориальных предметов. Часть вещей, которые ранее поступили от него, сейчас представлены в постоянной экспозиции на Пироговке. Для нас очень ценна красная коробочка от духов «Коти». Когда мы начали ее атрибутировать, то поняли: коробочка принадлежала матери Булгакова. Видимо, она перешла к Белозерской, потом к Курушину, и он уже передал ее в музей. Таким вот чудесным образом к нам попадают вещи, принадлежавшие семье Михаила Афанасьевича. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+