18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи

К юбилею напрашивался простой хронологический принцип; в его пользу, казалось, говорит и сочная биография Василия Сурикова (1848–1916). Уроженец Красноярска, потомок донских казаков, пришедших на берега Енисея, гордился своим происхождением.

На средства местного мецената Суриков отправился завоевывать столицу, со второй попытки «взял» Академию художеств, был среди первых студентов. Как позже сам вспоминал, в то время в деньгах не нуждался, постоянно получая награды за этюды — от 25 до 100 руб.

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

В финале учебы — право на длительную поездку за границу на казенный счет. От такого предложения не принято отказываться, но Суриков отказался. В пользу другого: художнику предложили создать эскизы росписей храма Христа Спасителя. Вскоре последовала женитьба на француженке Елизавете Шаре и переезд семьи в Москву.

Далее, как в телесериале, ранняя смерть жены, решительный отъезд в родные края — как думалось, навсегда. Но уже через полтора года возвращение в Москву и продолжение успешной карьеры исторического живописца. И ближе к финалу — картина «Степан Ра­зин» (1906), где Суриков в образе главного персонажа вывел себя, навсегда оставив зрителям вопрос: почему? Ответы варьируют от банального «не нашел более подходящей модели» (а Суриков не работал «из головы») до глубокомысленного «художник на склоне лет размышлял о роли личности в истории».

Может быть, думал о том месте, которое сам займет в истории искусства. Впрочем, Александр Бенуа в начале ХХ века определил это место: «Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. В своих картинах он... как бы зовет вас пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах человеческих и судьбах народных».

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Выставка, организованная при поддержке Банка ВТБ, избегает следования хронологическому принципу. Она начинается именно с «Разина». Огромное полотно — 3 на 6 м — было отреставрировано специально к выставке. Рядом помещена работа «Посещение царевной женского монастыря» (1912), где для главного персонажа позировала Анастасия Добринская, подруга поздних дней Сурикова. Куратор Павел Климов (в ГРМ он заведует отделом живописи второй половины XIX — начала XXI века) закрепляет актуальный гендерный контекст, поместив здесь же первую картину художника в историческом жанре — «Княжий суд» 1874 года: князь Владимир судит многоженца, на которого пожаловалась одна из жен.

От великого князя, крестившего Русь, прямая дорога к живописи на религиозные темы. Помимо студенческих эскизов, здесь представлены две законченные картины — «Милосердный самарянин» и «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». За последнюю художник как раз получил медаль Академии художеств.

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Четыре эскиза для храма Христа Спасителя показывают, что Суриков не зря отказался от загранпоездки. Картина «Исцеление слепорожденного» из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии широкой публике неизвестна.

Чтобы сменить настроение зрителя, создан «сибирский зал». Его центр — картины «Меншиков в Березове» и «Покорение Сибири Ермаком». С одной стороны, показана индивидуальная трагедия человека, низринутого с вершин власти в полное забвение. С другой — обращение к истории народа: Ермак растворяется в толпе, которая становится героем.

Картину за рекордную сумму в 40 тыс. руб. приобрел Николай II, который готовился открывать Русский музей. Царь перебил предложение Павла Третьякова — 30 тыс. По словам Павла Климова, в этой картине проявился талант Сурикова-живописца: он лепит форму мазком, почти как Сезанн.

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Героический период Сурикова — «Взятие снежного городка» и «Переход Суворова через Альпы». Последняя — воистину фантастическая композиция: конь полководца скачет на краю пропасти, солдаты вместе с пушками водопадом съезжают с отвесного склона. Воодушевленный Николай II купил эту картину за 25 тыс. руб.

Финал выставки — графика, эскизы иллюстраций к изданию «Царская и императорская охота на Руси XVII–XVIII веков». И маленький акварельный шедевр — портрет старшей дочери Меншикова, которую Суриков нарисовал со своей жены Елизаветы. 

Государственный Русский музей
«Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»
До 13 мая

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+