18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина Франца Рубо выставлена на торги в Лондоне

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

«Базар в Самарканде» кисти выдающегося русского баталиста стал одним из топ-лотов аукциона искусства ориентализма Sotheby’s

С тех пор как лондонские аукционные дома перестали проводить специализированные торги русского искусства весной 2022 года, отдельные произведения художников из Российской империи можно время от времени встретить на других тематических торгах: кого-то, как Василия Кандинского и Наталию Гончарову, интегрировали в аукционы искусства модернизма, кого-то включили в круг художников Парижской школы, а некоторых знакомых отечественным коллекционерам авторов можно встретить среди европейских и американских ориенталистов.

На аукционах искусства ориентализма Sotheby’s представлены произведения западных мастеров XIX — начала ХХ века, изображавших жизнь арабского Востока: Северной Африки, Египта, Леванта, Аравийского полуострова, Османской империи, а также Центральной и Средней Азии. На их картинах запечатлены пейзажи, виды городов и сцены из жизни экзотических стран, а также главные достопримечательности арабского мира. Это важнейшие визуальные свидетельства истории этих стран, созданные до эры фотографии.

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

Такие аукционы регулярно проводятся Sotheby’s с 2012 года, и в последнее время произведения ориентализма все более востребованы среди коллекционеров, особенно из стран Персидского залива. Хотя эти работы когда-то создавались для знакомства западной аудитории с культурой и образом жизни таинственного Востока, сегодня главными поклонниками такого искусства являются выходцы именно из тех стран, которые изображены на картинах. Поворотным моментом для этого сегмента стала распродажа в октябре 2019 года на Sotheby’s 36 работ из знаменитой коллекции Наджд за £33,5 млн, когда было установлено около десяти ценовых рекордов для художников-ориенталистов.

На аукционах искусства ориентализма Sotheby’s, наряду с работами таких авторов, как Жан-Леон Жером, Людвиг Дойч, Густав Бауэрнфейнд, Рудольф Эрнст, Жак Мажорель и Фредерик Артур Бриджман, представлены работы Франца Рубо и Рихарда Зоммера, которые ранее были постоянными участниками аукционов русского искусства в Лондоне.

Франц Рубо, родившийся в Одессе в семье французского книготорговца, прославился в основном как создатель монументальных полотен со сценами сражений. Он был руководителем батальной мастерской Академии художеств и автором трех панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва» и «Штурм аула Ахульго». Он также много путешествовал по Кавказу и Центральной Азии, где создал серию пейзажей и жанровых сцен. Картина «Базар в Самарканде», из туркестанской серии (с 1867 по 1917 год Туркестанское генерал-губернаторство включало в себя среднеазиатские владения Российской империи), выставлена на аукцион Sotheby’s, посвященный искусству ориентализма. Он состоится 24 октября в Лондоне. Редкое полотно кисти Франца Рубо, долгое время находившееся в немецком частном собрании, относится к раннему периоду творчества художника (1880-е годы) и предварительно оценивается в диапазоне от £80 тыс. до £120 тыс. Учитывая редкость работы и достаточно скромный эстимейт, можно предположить, что картина вызовет большой интерес у коллекционеров.

Франц Рубо. «Базар в Самарканде». Фото: Sotheby's
Франц Рубо. «Базар в Самарканде».
Фото: Sotheby's

Художник изобразил оживленный рынок Самарканда с торговыми лавками на заднем плане и всадниками в яркой одежде и тюрбанах на переднем. Вдалеке угадываются очертания знаменитой мечети Биби-Ханым, построенной в начале XV века. Этот выдающийся памятник тимуридской архитектуры был уничтожен землетрясением 1897 года и восстановлен уже советскими властями лишь в 1970-х годах. Рубо видел и запечатлел подлинный облик мечети еще до ее разрушения.

Самарканд, который ныне является одним из крупнейших городов Узбекистана, в Средние века был столицей империи Тимуридов и важной точкой на Шелковом пути из Китая в Средиземноморье. Виды древнего Самарканда с его впечатляющей архитектурой, частично сохранившейся со времен великого завоевателя XIV века Тамерлана (Тимура), были излюбленным объектом изображения многих русских художников, в том числе Василия Верещагина, Рихарда Зоммера и Франца Рубо — наиболее ярких представителей ориенталистского направления в русской живописи. В частности, у Рубо есть несколько живописных изображений самаркандского базара, которые находятся в музеях и частных собраниях.

Среди других топ-лотов аукциона 24 октября можно выделить загадочные «Танцы в пальмовой роще» французского художника, принявшего ислам, Насреддина (Этьенна) Дине (эстимейт £200–400 тыс.), написанный Эдвардом Лиром вид Нила (£150–200 тыс.) и изображение европейской дамы, путешествующей по пустыне на верблюде в сопровождении телохранителя-нубийца, кисти Рудольфа Эрнста (£80–120 тыс.).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+