18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Пермская художественная галерея празднует юбилей в Москве

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковке адресована в первую очередь тем, кто до сих пор по какой-то причине не добрался до Перми. На ней представлены шедевры из одного из лучших региональных музеев страны

Люди празднуют дни рождения, собирая у себя гостей и принимая подарки. Музеи любят поступать иначе — сами выезжают в гости, чтобы подарить незабываемые встречи со своими экспонатами. Вот и Пермская художественная галерея приехала в галерею Третьяковскую с выставкой, посвященной своему 100-летию. (Строго говоря, оно состоялось в 2022-м, но на текущий год приходится еще и 300-летие Перми, по- этому два события галерея празднует в связке.)

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На самом деле проект связан с более важными событиями, происходящими в Пермской художественной галерее. Наконец-то многолетняя грозовая ситуация, нависавшая над главным зданием музея — бывшим Спасо-Преображенским кафедральным собором, подошла к развязке. Галерея окончательно выезжает из храма, который передается Русской православной церкви. В начале октября в нем начнут закрывать постоянные экспозиции, затем закроются временные, после чего экспонаты будут перемещены во временное фондохранилище. В итоге музей должен переехать в новое здание на территории бывшего Пермского мотовозоремонтного завода имени А.А.Шпагина, которое планируют ввести в эксплуатацию уже в 2024 году.

Иван Клюн. «Супрематическая композиция». 1916. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Клюн. «Супрематическая композиция». 1916.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В связи с этим неизбежным нарушением покоя экспонатов Пермская галерея стала щедрее на предоставление их на выставки. Так, в начале года в Нижнем Новгороде прошел прекрасный проект «Пермские боги», показавший легендарную деревянную скульптуру, а в августе там же завершилась выставка живописи «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала». Выставку скульптуры «Спасенные боги» показали в Екатеринбурге. Обещают еще какие-то выездные проекты.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Все это объясняет, почему выставка, открывшаяся в Москве, такая небольшая — это визитная карточка, завлекательная приманка, которая призвана заманить нас в обновленный музей после его открытия. Ведь Пермская галерея по количеству экспонатов (более 50 тыс.) и их качеству — один из богатейших региональных музеев. И в новом здании, площадь которого составит свыше 20 тыс. кв. м — в семь раз больше площади собора, эта экспозиция сможет развернуться как следует.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

К золотому юбилею уральский музей привез в Новую Третьяковку золотой фонд своей коллекции — восемь десятков произведений, от икон до авангарда, как подсказывает название выставки. Самые ранние экспонаты — памятники лицевого шитья и иконописи XVII века, восходящие к расцвету династии Строгановых. Также представлены главные специалитеты Пермской художественной галереи — памятники деревянной скульптуры и выдающиеся образцы русской живописи первой трети ХХ века — полотна Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Кузьмы Петрова-Водкина, Роберта Фалька и других мастеров.

Александр Дейнека. «Стахановцы». 1937. Эскиз панно. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека. «Стахановцы». 1937. Эскиз панно.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Первая часть выставки — это несколько икон и около десяти предметов церковного шитья, связанных с меценатством купцов и промышленников Строгановых. Вторая часть — бесспорный хит, эталонная пермская деревянная скульптура: четыре рыдающих «Христа в темнице» и множество ангелов с рипидами (опахалами), орудиями Страстей Христовых и прочими атрибутами.

Наконец, самый крупный раздел выставки — живопись первой половины ХХ века. Помимо громких имен (Иван Клюн, Аристарх Лентулов, Кузьма Петров-Водкин, Александр Родченко, Роберт Фальк), представлены и другие авторы, отобранные кураторами из-за своего качества, однако широкой публике менее известные, например Петр Келин, Сергей Кольцов (с жестокой работой «Парад победителей-инвалидов в Париже 11 ноября 1928 года»), Адольф Мильман, Петр Субботин-Пермяк, Василий Чекрыгин.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Кажется, отдельно прослеживается линия художников-женщин. Помимо Любови Поповой, которой уже не удивить, тут показаны весьма любопытные работы Елены Бебутовой (1892–1970), Надежды Бом-Григорьевой (1884–1974), Магдалины Вериго (1891–1994). Завершается экспозиция несколькими эскизами монументальных панно Александра Дейнеки, так что срез коллекции Пермской галереи получился очень аккуратный и точный.

Новая Третьяковка
«От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми»
До 25 февраля 2024

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+