18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Яркий, экстравагантный, забытый: Николай Калмаков в России и в эмиграции

Николай Калмаков. «Смерть Адониса». Фото: HipPostcard
Николай Калмаков. «Смерть Адониса».
Фото: HipPostcard
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

К 150-летию художника вновь издан биографический труд о нем, написанный Джоном Боултом и Юлией Балыбиной. Эклектичная муза Калмакова привела его когда-то в когорту знаковых петербургских художников-декадентов, но не спасла от прозябания в Париже

Возле Петергофского парка в 1900-е годы стоял старинный домик с балюстрадой, большими узкими окнами, лесенками и переходами. Жил в нем человек с маленькими усиками, высоким выступающим лбом и редкими вьющимися волосами. Гардероб его подчеркивал приверженность к дендизму: оригинального кроя пальто, гетры, лакированные ботинки. Звали его Николаем Калмаковым (1873–1955). Сын русского статского советника и итальянской оперной певицы относится к горящей неярким, но и неугасимым светом плеяде русских художников-символистов: Василий Денисов, Виктор Замирайло, Сергей Лодыгин, Всеволод Максимович, Василий Масютин.

Жизни и творчеству Николая Калмакова посвящено исследование двух известных искусствоведов — американского и петербургского. Джон Боулт написал главы с очерком биографии и творческого пути, о символизме и главных мотивах искусства Калмакова, а Юлия Балыбина — главы о театральных и книжных репризах художника. Первое издание монографии-каталога вышло 15 лет назад; нынешнее — более демократичное и, значит, более доступное по цене: книга стандартного формата, нет репринтного воспроизведения иллюстрированной Калмаковым сказки «Принцесса Лера» (почти наверняка имя ее автора Николая Кронидова — это маска самого художника). Зато здесь впервые репродуцируются три живописных полотна — из собраний галереи «Наши художники» и Александра Дадиани.

Джон Боулт, Юлия Балыбина. «Николай Калмаков». М.: Искусство — ХХI век, 2023. 328 с., ил. (Малая серия «Художники русской эмиграции»).
Джон Боулт, Юлия Балыбина. «Николай Калмаков». М.: Искусство — ХХI век, 2023. 328 с., ил. (Малая серия «Художники русской эмиграции»).

Биография Калмакова содержит немало темных мест. Как студент Императорского училища правоведения и сотрудник хозяйственного департамента Министерства внутренних дел обратился к живописи? Кто и где его учил? Каким образом он бежал из семьи и Советской России в 1921 году в Ревель? Собирал ли букеты «цветов зла» только на бумаге, холстах и ткани?..

Несомненно, Калмаков был своего рода губкой. Он впитал в себя все тенденции тогдашнего европейского искусства, особенно символистского толка. Джон Боулт методично перечисляет прерафаэлитов, группу «Наби», Арнольда Бёклина, Обри Бёрдслея, Гюстава Моро, Фелисьена Ропса, Франца фон Штука и многих других. В качестве скульптора и художника Калмаков впервые выступил в 1907–1908 годах, когда дыхание русского символизма начинало слабеть, он теперь не казался самым авангардным течением. Зато его более поверхностные черты уже стали восприниматься относительно образованной публикой, даже и «фармацевтами». Наряду с символистскими заимствованиями у Калмакова нельзя не заметить следование традиции и технике академистов (Генрих Семирадский). На первых порах такая эклектичность музы художника способствовала его признанию.

Звездными часами Николая Калмакова стали театральные проекты — столь же немногочисленные, сколь и знаменитые. В театр его привел сокурсник по училищу правоведения — реформатор сценического искусства Николай Евреинов. В театре Веры Комиссаржевской они поставили скандальную и роскошную «Царевну» («Саломею») по пьесе Оскара Уайльда, запрещенную немедленно после генеральной репетиции 27 октября 1908 года. Несколько позже Калмаков оформил «Юдифь» с Комиссаржевской в заглавной роли, а с Евреиновым создал в Старинном театре спектакль по драме Феликса Лопе де Вега «Великий князь Московский».

Художник Николай Калмаков и мадам Фортен. Париж, 1928 г. Фото: Издательство «Искусство — ХХI век»
Художник Николай Калмаков и мадам Фортен. Париж, 1928 г.
Фото: Издательство «Искусство — ХХI век»

Плодотворным получился тогдашний творческий союз Калмакова с писателем Леонидом Андреевым. «Черные маски» и «Анатэма» шли с полными залами; «Анатэму» цензура закрыла через месяц. Приятельствовал художник и с четой Сологубов, время от времени придумывая костюмы для вечеров в их салоне. Деятельное участие принял он в становлении театра марионеток в России: вместе с Мстиславом Добужинским делал спектакль «Сила любви и волшебства» (1916), почти год шедший в «Привале комедиантов».

Яркость, смелость, чувственность и даже вульгарность сценографии Калмакова, стремление его к «историческому гиперболизму» вместо изящной стилизации сделали художника популярной персоной. К сожалению, ему подчас изменяли гармония, вкус, чувство меры. Но в лучших своих работах он достигал необычайной выразительности — достаточно назвать «Ужасы войны» (1917) с гигантской пушкой-многоножкой или «Медузу» (1924), безглазую и со змеями вместо шевелюры.

После революции Калмакову, покинувшему Россию, не удалось найти эстетической замены символизму. Попытка возрождения на парижских подмостках тандема с Евреиновым оказалась безуспешной. Последним зримым достижением художника стала роспись часовни в Меце (1926–1927), спроектированной четой Фортенов, адептами одного из вариантов религиозного синкретизма. Начиная с 1930-х годов Калмаков пребывал в забвении, хотя жил еще довольно долго. Умер он в старческом доме в городе Шелль — могила утрачена. Тем не менее сохраняются работы и память о нем, зафиксированная в трудах исследователей. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+