18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мечты о старой доброй Англии: вымышленные истории острова Авалон

Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894. Фото: Wikimedia commons
Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894.
Фото: Wikimedia commons
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Из-под пера Сьюзан Оуэнс вышло увлекательное исследование исторических легенд о прошлом Англии — с VIII века до наших дней. Король Артур и его рыцари не единственные персонажи, которых автор книги взялась рассмотреть попристальнее и покритичнее

В 1809 году поэт и художник Уильям Блейк написал в каталоге своей персональной выставки: «Расскажи мне Деяния, о историк, и оставь за мной право рассуждать о них, как мне заблагорассудится, без твоих умозаключений и вздора». Истории, положенные в основу книги Сьюзан Оуэнс «Воображаемое прошлое Англии», содержат мало деяний, поддающихся верификации, но много рассуждений и вздора.

Предыдущие публикации Оуэнс, экс-куратора коллекции живописи в лондонском Музее Виктории и Альберта, включали культурную историю призраков. На этот раз она отслеживает наполовину или полностью выдуманные истории, которыми увлекались люди в попытках сбежать от ужасающих реалий своего времени.

Susan Owens. «Imagining England’s Past: Inspiration, Enchantment, Obsession». Thames & Hudson. 320 с.: 96 ил. £25. На английском языке
Susan Owens. «Imagining England’s Past: Inspiration, Enchantment, Obsession». Thames & Hudson. 320 с.: 96 ил. £25. На английском языке

У тоски по старой доброй Англии давние корни. Викторианские архитекторы строили загородные виллы, напоминающие средневековые монастыри, — правда, не забывая о газе, электричестве и комфортных ванных комнатах. На протяжении десятилетий до и после Первой мировой войны возрождался интерес к тому, что считалось золотыми днями быстро исчезавшей сельской Англии. Эта тяга к потерянной Аркадии возникла еще в конце XVIII века из-за растущей механизации и урбанизации. Фермер Уильям Коббетт отразил реальность сельской нищеты и бедности в своей книге «Сельские поездки» начала XIX века. И все же, как пишет Оуэнс, он решил приобрести длинный дубовый кухонный стол, чтобы спасти его от покупки «каким-то биржевым спекулянтом», и использовать в качестве моста через «искусственный ручей в своем саду».

Король Артур Утер Пендрагон то появляется, то исчезает из повествования Оуэнс: легенды о нем занимали умы средневековых королей и одурманенных опиумом художников и поэтов XIX века. Автор книги скрупулезно развенчивает мифы и отслеживает нарастание снежного кома в сказках, которые превратили Артура из военачальника «темных веков» в благородного короля, постепенно приплетая всю команду Камелота: волшебников и волшебниц, сияющих рыцарей и блистательных дам, которые, по словам Гальфрида Монмутского, писавшего в XII веке, «пренебрегали любовью всякого, кто не проявил себя трижды в бою».

Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894. Фото: Wikimedia commons
Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894.
Фото: Wikimedia commons

Возможно, самым прекрасным переплетением этих сказок стала написанная в XV веке «Смерть Артура» Томаса Мэлори, любимая многими поколениями писателей. Впрочем, отмечает Оуэнс, у Мэлори были веские причины для ностальгии по старым временам, поскольку большую часть книги он написал, находясь в заключении за целый ряд проступков, включая изнасилование, убийство и/или государственную измену.

И все же Оуэнс не может полностью пренебречь Артуром. Когда в 1191 году монахам Гластонбери понадобился пятизвездочный аттракцион для паломничества, они очень своевременно нашли большой гроб, выдолбленный из ствола дуба, со скелетами мужчины и женщины внутри. Для пущей убедительности на нем красовалась надпись, начертанная кривоватым «древним» шрифтом: «Здесь похоронен прославленный король Артур на острове Авалон», что, очевидно, позволяло атрибутировать второй скелет как Гвиневру. Пришли толпы.

Нет сомнений: возмутительная выдумка. Однако Оуэнс задается вопросом: была ли эта ложь на самом деле отточена и выверена? Могли ли монахи XII века «похоронить» Артура в выдолбленном стволе дерева, а не в благородном каменном склепе? Знали ли они, что использовали для надписи архаичный построманский шрифт? «Как и в случае с другими аспектами жизни и смерти Артура, затянувшееся ощущение сверхъестественного невозможно полностью развеять», — отмечает Оуэнс. И добавляет: «Неважно, что Артур, возможно, никогда и не жил, но он определенно не подает признаков смерти».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+