18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главные выставки осени

Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга

«Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова»

Фонд культуры «Екатерина», Москва

Андрей Филиппов — одна из главных звезд молодого перестроечного искусства СССР, легенда московской арт-сцены 1980-х годов, «младоконцептуалист», автор акции «Риму — Рим» и многое, многое другое. Его работы часто расценивались как соц-арт, но со временем стало понятно, что он все больше тяготеет к метафизике, далекой от злободневности. В прошлом году он скончался в возрасте 63 лет. Посвященная ему выставка в фонде «Екатерина» — это около 80 произведений из собраний фонда и семьи художника, а также из частных коллекций. По словам куратора Елены Куприной-Ляхович, это ни в коем случае не ретроспектива-резоне, но первое приближение к ней, попытка взглянуть на творчество Андрея Филиппова, акцентировав его «романтическую составляющую». Создателям выставки удалось найти редкие ранние работы Филиппова. Также будет показана последняя работа художника — инсталляция 2022 года «Мене, текел, фарес».

20 сентября — 19 ноября 2023 года

Выставка «Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова» в фонде «Екатерина». Фото: Фонд «Екатерина»
Выставка «Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова» в фонде «Екатерина».
Фото: Фонд «Екатерина»
«Борис Григорьев. Первый мастер на свете»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Музей Фаберже и Культурно-исторический фонд «Связь времен» разместят проект в новом выставочном пространстве музея — недавно отреставрированном крыле особняка Нарышкиных — Шуваловых. На выставке будет показано около 200 произведений. Это картины Бориса Григорьева, собиранием которых фонд занимался последние десять лет и никогда не показывал широкой публике. Мы увидим грандиозное полотно «Ревизор», цикл иллюстраций к роману «Братья Карамазовы», над которым художник работал в течение 19 лет, и многое другое. Все это будет дополнено более известными картинами из госмузеев.

22 сентября 2023 года — 28 января 2024 года

Борис Григорьев. «Ревизор». 1936. Фото: Музей Фаберже
Борис Григорьев. «Ревизор». 1936.
Фото: Музей Фаберже
«Родченко. Личное»

Центр «Зотов», Москва

После двух гигантских экспозиций, посвященных конструктивизму, Центр «Зотов», похоже, сделает что-то более камерное и нежное. Выставка «Родченко. Личное», собранная совместно со Still Art Foundation, фондом «Мира» и семьей художника, показывает великого авангардиста как живого человека. На выставке будут представлены фотографии из разных серий 1920–1930-х годов, в том числе легендарные. Кураторы условно разбили экспозицию на несколько разделов: «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья». Сопровождать историю творческого пути Александра Родченко и его главные работы будут личные вещи, отрывки из дневников и воспоминания соратников художника.

22 сентября 2023 года — 28 января 2024 года

Александр Родченко. Светильник для кафе «Питтореск». 1917. Реконструкция Александра Лаврентьева по эскизу художника. Фото: МГХПА
Александр Родченко. Светильник для кафе «Питтореск». 1917. Реконструкция Александра Лаврентьева по эскизу художника.
Фото: МГХПА
«Алексей Щусев. 150»

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва

Большой проект пройдет в музее, о создании которого хлопотал Алексей Щусев и занимался реставрацией усадьбы Талызиных, которая до сих пор остается главным зданием музейного комплекса. Понятно, что 150-летний юбилей человека, имя которого носит сейчас Музей архитектуры, надо отпраздновать со всем великолепием и почтением. На выставке будет показано более 200 выполненных Щусевым проектов — как осуществленных, так и оставшихся только на бумаге. Поскольку Алексей Щусев успешно работал и до революции, и после, его масштабное наследие разделили примерно на две категории. В Анфиладе покажут проекты гражданской архитектуры (и жилые дома, и Казанский вокзал), в Аптекарском приказе — храмовое зодчество (Марфо-Мариинская обитель, Русское подворье в Бари и прочее). Архитектурные экспонаты будут дополнены живописными работами, архивными фотографиями, хроникой и личными вещами Щусева. Дизайном экспозиции занимаются Сергей Чобан и Александра Шейнер.

4 октября 2023 года — 21 января 2024 года

Никифор Тамонькин. «Марфо-Мариинская обитель». Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Никифор Тамонькин. «Марфо-Мариинская обитель».
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
«Процесс: Франц Кафка и искусство XX века»

Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Человек, который описал будущий ХХ (да, наверное, и XXI) век, не мог не повлиять на изобразительное искусство. Кроме того, большое количество художников-современников, в особенности, конечно, сюрреалисты и экспрессионисты, индуцировалось эпохой и мыслило аналогично. Проект Еврейского музея и центра толерантности проводит параллели между Кафкой и визуальным. Из государственных музеев, а также из весьма важных частных коллекций на выставку прибудут работы таких иностранных и советских авторов, как Макс Бекман, Фрэнсис Бэкон, Борис Голополосов, Сальвадор Дали, Джорджо де Кирико, Людвиг Кирхнер, Оскар Кокошка, Казимир Малевич, Соломон Никритин, Хаим Сутин и другие. Архитектура выставки будет устроена так, что зритель получит возможность прогуляться по трем разным маршрутам сквозь произведения Франца Кафки.

11 октября 2023 года — 14 января 2024 года

Казимир Малевич. «Красная фигура». Фото: Русский музей
Казимир Малевич. «Красная фигура».
Фото: Русский музей
«Николай Рерих»

Новая Третьяковка, Москва

Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Николая Рериха — не только успешного дореволюционного театрального художника и яркого пейзажиста, но и человека, прожившего сложную жизнь, полную путешествий по экзотическим странам, и властителя дум направления нью-эйдж. К наследию подобной многогранной личности, конечно, можно подойти по-разному, и Третьяковская галерея выбрала наиболее безопасный вариант, рассказывающий о Рерихе именно как о мастере изобразительных искусств (помимо живописи и сценографии, это, оказывается, еще и архитектура). К вернисажу планируют успеть отреставрировать гигантский занавес к балету «Половецкие пляски». Всего собираются представить 130 произведений живописи и графики. Впервые в Москве будут показаны парные картины «Утро княжьей охоты» и «Вечер княжьей охоты» 1902 года, относящиеся к циклу «Начало Руси. Славяне» из собрания Воронежского художественного музея им. И.Н.Крамского.

10 октября 2023 года — 10 марта 2024 года

Размотка декорации в зале Врубеля. 2022. Фото: Юлия Захарова/Третьяковская галерея
Размотка декорации в зале Врубеля. 2022.
Фото: Юлия Захарова/Третьяковская галерея
«Автор неизвестен. Коснуться главного»

Музей русского импрессионизма, Москва

Выставка рассказывает о том, что обычно вызывает раздражение у музейщиков, скуку у зрителей и аллергию у коллекционеров, — о буквах «н/х» в графе авторства. Однако Музей русского импрессионизма превратил эту тему в увлекательное приключение-ребус. Работы Серебряного века и первых лет советской власти, собранные из государственных музеев по всей России и из частных коллекций, позволяют окунуться в чистое эстетическое наслаждение живописью, цветом, линией и понять, насколько же на нашу психику влияет магия имени, насколько картина кажется лучше, если она подписана звонкой фамилией. Кураторы специально выбирали максимально эффектные произведения, хоть и утратившие авторство, так что выходить из залов мы будем со слегка скорректированным видением и другим ощущением ценности автографа. Выставка равномерно разбавлена картинами, вернувшими фамилии художников благодаря исследованиям искусствоведов. Среди них — Василий Кандинский, Иван Клюн, Николай Милиоти, Ольга Розанова, Алексей Явленский и другие.

12 октября 2023 года — 21 января 2024 года

Неизвестный художник. «Карнавал». Конец 1920-х — начало 1930-х. Фото: Музей русского импрессионизма
Неизвестный художник. «Карнавал». Конец 1920-х — начало 1930-х.
Фото: Музей русского импрессионизма
«Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»

Музеи Московского Кремля, Москва

Крупный (и конечно, наполненный золотом) проект о том, как вокруг реликвий и просто царских сокровищ создавались легенды. Например, о том, что «шапка Мономаха» принадлежала князю Владимиру Мономаху, а «трон Ивана Грозного» из слоновой кости, соответственно, Ивану Грозному. Пик создания подобных мифов пришелся на XIX век, эпоху историзма со всплеском интереса к древней российской истории. Благодаря авторам путеводителей XVIII–XIX столетий в кремлевском собрании вдруг оказались «детские доспехи великого князя Дмитрия Донского», «шлем святого Александра Невского», «шлем, наручи и щит князя Мстислава Владимировича», «сабля и цепь великого князя Владимира Мономаха», «шлем великого князя Юрия Всеволодовича», «посохи Андрея Боголюбского и Ивана Калиты». Впоследствии историки Новейшего времени были вынуждены эти легендарные атрибуции опровергать. Перед нами предстанут результаты их научных трудов и сами экспонаты, с которых облетела шелуха мифов — но от этого они не стали менее красивыми.

13 октября 2023 года — 14 января 2024 года

Николай Бурдин. «Залы Оружейной палаты в Кремле с групповым портретом сотрудников музея». 1846. Фото: Государственный исторический музей
Николай Бурдин. «Залы Оружейной палаты в Кремле с групповым портретом сотрудников музея». 1846.
Фото: Государственный исторический музей
«Сопряжение форм. Русская скульптура ХХ века»

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

Петербургский «Манеж» продолжает исследовать самый неподъемный жанр русского искусства — скульптуру. Вслед за выставкой 2021 года «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», показавшей величественную панораму дореволюционного искусства, логично следует проект про скульптуру ХХ века. Обещают собрать около 300 произведений 100 знаменитых мастеров, включая представителей импрессионизма, модерна, авангарда, абстракционизма и, конечно же, социалистического реализма. Любопытно, как будет представлена вторая половина века с экспериментами нонконформистов.

Октябрь — декабрь 2023 года

Скульптор Игнатьев (РАБИС) по рисунку Юрия Анненкова. «Портрет Льва Троцкого». 1924. Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
Скульптор Игнатьев (РАБИС) по рисунку Юрия Анненкова. «Портрет Льва Троцкого». 1924.
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
«Испанская живопись из собраний ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

После того как совместная выставка Эрмитажа и ГМИИ «Салоны Дидро», летом занявшая почти весь второй этаж здания на Волхонке, закроется и отправится в Петербург (чтобы открыться там в декабре), ее место в тех же залах займет другой совместный проект этих двух тяжеловесов. Хотя испанские коллекции Эрмитажа и Пушкинского музея уступают итальянским и фламандским (главным образом потому, что Екатерина Великая не увлекалась их «шопингом»), среди них есть ряд громких имен и выдающихся произведений, в том числе Диего Веласкеса, Бартоломе Эстебана Мурильо, Хосе де Риберы, Франсиско де Сурбарана и Эль Греко. Отдельная радость: в рамках выставки после прошлогодней паузы собираются возобновить музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», отмена которого вызвала столько печали. Музыка на нем планируется, соответственно, испанская.

8 ноября 2023 года — февраль 2024 года

Бартоломе Эстебан Мурильо. «Девочка — продавщица фруктов». 1650–1660. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Бартоломе Эстебан Мурильо. «Девочка — продавщица фруктов». 1650–1660.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«В.И.Суриков. К 175-летию со дня рождения»

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К юбилею художника в Корпусе Бенуа будет открыт посвященный ему крупный монографический проект (вернисаж уже переехал с августа, но мы надеемся, что дальше сдвигов не будет). Это первая большая выставка Василия Сурикова в Северной столице с 1948 года! Произведения из Русского музея будут дополнены работами из Третьяковки и других собраний — всего около сотни. Среди них — знаменитые «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Русский музей называет этот проект своей главной выставкой 2023 года. Указывают, что позже она отправится в Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова.

Ноябрь 2023 года — март 2024 года

Василий Суриков. «Взятие снежного городка». 1891. Фото: Государственный Русский музей
Василий Суриков. «Взятие снежного городка». 1891.
Фото: Государственный Русский музей
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+