18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Борис Матросов. «Счастье не за горами». 2021. Фото: E.K.ArtBureau
Борис Матросов. «Счастье не за горами». 2021.
Фото: E.K.ArtBureau
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Практика собирания графики в России никогда прежде не рассматривалась как самостоятельная сфера коллекционирования. Кажется, ситуация меняется, считает главный редактор Art Focus Now Джо Викери

В России не существует публичной, общедоступной истории коллекционирования графики в более мелком, отечественном масштабе. Эпическую Россию с ее сложными драматическими перипетиями прошлого и настоящего трудно воспринимать как нацию мелких собирателей искусства. Традицию коллекционирования произведений искусства заложили и продолжали императоры, купцы и олигархи, а в советское время страну захватила одержимость огромными эпичными полотнами, выставлявшимися в гигантских музейных пространствах. Коллекционера, который приобрел изысканный эскиз Казимира Малевича (1879–1935) на скомканном клочке бумаги или же рисунок Ильи Кабакова, усеянный изображениями мух либо с едва заметной головой на кажущемся чистым белом листе, просто не замечали. Для того чтобы собирать такие вещи, требуются прекрасный вкус и утонченность, позволяющие оценить близкое соседство линий или знаков на бумаге. За десятилетия работы в Sotheby’s и я часто слышала, и мы с коллегами часто обсуждали, что «русские не покупают графику». Это, несомненно, совсем уж упрощение, но в каком-то роде было правдой.

В основном исключения были, когда речь шла о работах художников-авангардистов или модернистов, творивших в образном ключе, таких как Юрий Анненков (1889–1974) или Александр Яковлев (1887–1938), которые преуспели в этой области. Другой интересный пример — «Голова крестьянина» Малевича, проданная на международном аукционе Sotheby’s в 2015 году не западному покупателю, а российскому частному коллекционеру, неравнодушному к графике.

Kazimir Malevich. «Голова крестьянина». 1911. Фото: Sotheby's
Kazimir Malevich. «Голова крестьянина». 1911.
Фото: Sotheby's

Одно из очевидных преимуществ графики — ее небольшой размер и компактность. Это важно для тех страстных коллекционеров, у которых на стенах дома уже почти не осталось места.

Интерес к коллекционированию графики переживал расцвет в 1980–1990-е годы. Русские эмигранты или страстно любящие русскую культуру иностранцы на Западе, завсегдатаи лондонских аукционов, боролись за карандашный набросок Ильи Репина (1844–1930) или созданный по мотивам народного творчества эскиз Наталии Гончаровой (1888–1962), буйство ярких красок на бумаге. Было понимание того, какой серьезный вклад внесла Россия в эту область искусства за последнее столетие, как русские художники повлияли на искусство Западной Европы. Модернисты считали графику более близкой к изобразительному искусству, чем когда-либо, ближе, чем эскизы или наброски, даже если они и были таковыми. Пабло Пикассо вдохновлялся узнаваемым стилем «Русского балета» Сергея Дягилева, интуитивно понимая революцию, совершенную российскими художниками в театральном дизайне и в превращении последнего в мейнстрим. И модернистами дело не ограничилось. Пятьдесят лет спустя московскими концептуалистами овладела страсть все документировать, архивировать, собирать свои рисунки в альбомы, тем самым создавая новый жанр.

Гаяне Аветисян. «Музыка». 2017. Фото: E.K.ArtBureau
Гаяне Аветисян. «Музыка». 2017.
Фото: E.K.ArtBureau

Очередная глава русской графики, которая началась в 1960-х годах и продолжается по сей день, открывается «группой Сретенского бульвара»: Эрик Булатов (р. 1933), Олег Васильев (1931–2013), Илья Кабаков (1933–2023) и Виктор Пивоваров (р. 1937). Они стали пионерами в этой области, их искусство изобретательно, концептуально, образно, часто наполнено глубокой иронией, и все они блестящие рисовальщики. Важно отметить, что их графику не так сложно найти и на арт-рынке она по-прежнему доступна. Значимые вещи Олега Васильева можно купить на аукционе максимум за несколько тысяч евро, что, к сожалению, означает, что спрос на автора небольшой.

По их стопам пошли такие художники, как Павел Пепперштейн (р. 1966), чьи работы маслом — воспроизведение его работ на бумаге, что доказывает, насколько важной стала иллюстрация для современного русского искусства — больше, чем для искусства любой другой страны. И это замечательное качество, которое, к сожалению, во многом недооценивается международными коллекционерами современного искусства, которые в остальном придерживаются довольно космополитичных взглядов.

Андрей Филиппов. «Скетч Рим». 2016. Фото: E.K.ArtBureau
Андрей Филиппов. «Скетч Рим». 2016.
Фото: E.K.ArtBureau

В России художники и музейные кураторы, кажется, больше, чем частные коллекционеры, понимают важность графики. Сегодня в этой области работает целое поколение молодых, но уже довольно известных российских художников: Алиса Горшенина (р. 1994), Катя Муромцева (р. 1990), Александр Повзнер (р. 1976), Ольга Чернышева (р. 1962). А также те, кого даже это скромное и, пожалуй, самое интимное из искусств катапультировало в центр политических бурь: Саша Скочиленко (р. 1990) и Юлия Цветкова (р. 1993). Любой начинающий коллекционер даже со скромным бюджетом сегодня может составить достойное музея собрание и буквально очертить историю русского либерализма в искусстве начиная с 2000-х.

Кирилл Лебедев (Кто). «У меня тоже нет никакого мнения по этому поводу». 2021. Фото: Syntax Gallery
Кирилл Лебедев (Кто). «У меня тоже нет никакого мнения по этому поводу». 2021.
Фото: Syntax Gallery

Благодаря ряду меценатов-активистов в России наконец стали больше присматриваться к работам на бумаге. К примеру, Борис Фридман, чья богатейшая частная коллекция «книг художника» выставлялась в музеях как в России, так и на Западе. Частные коллекционеры Инна Баженова и Александр Кроник также активно собирают графику современных художников-классиков. Акварели и рисунки в жанре ню Владимира Вейсберга стали рассматриваться как самостоятельные работы после выставки в фонде In artibus в 2022 году. Графика Оскара Рабина (1928–2018) во многих отношениях так же сильна, как и его масляная живопись: обе рассказывают одну драматичную историю вынужденной эмиграции, диссидентства и личного сопротивления. Десять лет назад Мультимедиа Арт Музей проводил выставку графики Рабина, приуроченную к 85-летию со дня рождения художника, а в 2021 году Александр Кроник выпустил альбом со своей коллекцией его рисунков. Недавно на аукционе Bonhams графика Рабина 1967 года была продана за почти €20 тыс. — хорошая цена для работы под названием «Водка».

Оскар Рабин. «Водка». 1967. Фото: Bonhams Fine Art Auctioneers & Valuers
Оскар Рабин. «Водка». 1967.
Фото: Bonhams Fine Art Auctioneers & Valuers

В конце мая в Нижнем Новгороде с успехом прошла новая ярмарка графики современных художников «Контур». Мероприятие, организованное на подземной парковке отеля Sheraton Kremlin, — новаторская попытка встряхнуть арт-рынок за пределами российской столицы и привлечь внимание к этому виду искусства, о котором нередко забывают. 

Впервые опубликовано в Art Focus Now

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+