18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Недооцененные: сколько государство платит художникам за заказы

Марк Титчнер. «CGP». Инсталляция.  2014. Лондон. Фото: Vilma Gold
Марк Титчнер. «CGP». Инсталляция. 2014. Лондон.
Фото: Vilma Gold
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Результаты опроса среди британских художников стали очередным доказательством того, что власти их не ценят: в рейтинге заработка выпускников британских вузов искусство оказалось на нижней строке

Самыми низкооплачиваемыми работниками в секторе британского паблик-арта зачастую оказываются именно те, кто создает произведения искусства. К такому отрезвляющему выводу пришли авторы недавно опубликованного отчета Structurally F-cked, посвященного условиям труда художников. В основу отчета, подготовленного по заказу a-n — крупнейшей в Великобритании ассоциации художников, легли собранные на платформе Artist Leaks анонимные ответы 104 респондентов на вопросы, касающиеся их работы над государственными заказами в Великобритании.

Полученные данные неутешительны. Художники в среднем получают £2,60 в час, что значительно меньше минимальной заработной платы в Соединенном Королевстве, составляющей £9,50 в час (на момент проведения исследования). Зачастую расчет производится однократной выплатой, и 74% респондентов отметили, что итоговый гонорар не соответствует потраченному времени.

«Это суровое напоминание об эфемерности художественной карьеры», — говорит Джули Ломакс, старший исполнительный директор ассоциации a-n, в которую входит около 30 тыс. художников. «Устойчивость рынка можно поддерживать и следить, чтобы рыночный пузырь не лопнул. Проблема в государственном секторе», — подчеркивает она, помня о том, что, согласно последнему ежегодному отчету Art Basel и UBS, в 2022 году Британия вернулась на второе место в рейтинге крупнейших арт-рынков мира. «Недофинансирование искусства носит системный характер», — добавляет Ломакс.

По данным отчета, с 2008 года государственное финансирование искусств в Британии сократилось на 35%, а на местном уровне — на 45%. В Англии искусство финансируется через разрозненные гранты от Министерства цифровых технологий, культуры, средств массовой информации и спорта с дополнительной поддержкой от местных властей.

Художник Доминик Аллан (известный как Dominic from Luton) делится опытом работы над проектом по государственному заказу в западной части Англии: «Платили мало. Проект отменили в последний момент после года работы. Оставшиеся средства, 50%, пустили на мероприятия организации-заказчика. Никакого профессионализма. На просьбу художника заключить контракт организация ответила отказом».

Работа Джаде Фадоджутими на Ливерпульской биеннале 2021. Фото: Stuart Whipps/ Liverpool Biennial
Работа Джаде Фадоджутими на Ливерпульской биеннале 2021.
Фото: Stuart Whipps/ Liverpool Biennial

В 2020 году Институт фискальных исследований и Министерство образования опубликовали результаты совместного отчета, подкрепившие представление о художественном образовании как о «малоценном»: в рейтинге заработка выпускников британских вузов искусство оказалось на нижней строке. Это лишь подтвердило выводы правительственного «Обзора образования после 18 лет и его финансирования», подготовленного в 2019 году под руководством бывшего инвестиционного банкира Филипа Огара и показавшего, что из всех сфер образования правительству дороже всего обходится искусство — из-за количества невыплаченных кредитов на обучение. Признавая, что искусство «вносит весомый вклад в экономику», авторы отчета задаются вопросом о том, является ли «огромное количество студентов», выбирающих эту специализацию, «оправданной тратой денег налогоплательщиков».

В 2021 году правительство Соединенного Королевства приступило к реализации плана, предусматривающего 50%-ное сокращение финансирования образования в сфере искусства и дизайна. Газета Guardian приводила слова близкого к правительству источника о том, что «Министерство финансов обеспокоено отрицательными прибылями художественных специальностей».

По данным самого правительства, в 2021 году так называемые креативные индустрии принесли экономике Великобритании £109 млрд. В тот же год сектор финансовых услуг принес £174 млрд. При этом, как отмечает в своей новой книге The Crisis of Democratic Capitalism («Кризис демократического капитализма») старший экономический обозреватель газеты Financial Times Мартин Вулф, «финансовый сектор тратит и человеческий, и реальный ресурс. Это в значительной степени механизм извлечения ренты». Было ли спасение банков, обошедшееся в £137 млрд в 2007–2009 годах, оправданной тратой денег налогоплательщиков?

На этом фоне имеет смысл обратить внимание на множество художников, отлично зарабатывающих в частном секторе. К верхнему сегменту этого рынка относится молодая востребованная британская художница Джаде Фадоджутими. В октябре прошлого года галерея Gagosian полностью посвятила ей свой стенд на ярмарке Frieze London, и все шесть новых абстрактных полотен Фадоджутими ушли по £500 тыс. каждое. Если галерея и художница поделили выручку в традиционном соотношении 50 на 50, то только от продажи работ на одном стенде одной художественной ярмарки Фадоджутими заработала £1,5 млн. «Она молодец, — говорит Ломакс, — но таких художников очень мало».

Это, конечно, справедливое замечание, однако стабильный рост цен на работы востребованных авторов на первичном рынке позволяет значительному числу британских художников, многим из которых нет и 40 лет, зарабатывать не меньше £200 тыс. в год только на галерейных продажах.

Зара Хуссейн. Динамический квадрат, серия IV. 2018. Фото: Grosvenor Gallery
Зара Хуссейн. Динамический квадрат, серия IV. 2018.
Фото: Grosvenor Gallery

А в более низком ценовом сегменте художникам без представительства в галереях помогают соцсети и такие онлайн-инициативы, как Artist Support Pledge (ASP). Как рассказывает основатель ASP Мэтью Берроуз, с момента запуска в 2020 году его портал помог тысячам художников продать работы на общую сумму более £100 млн.

«Я не думала, что мои работы будут продаваться, но ошиблась. Спрос рос словно снежный ком. У меня даже появились листы ожидания», — рассказывает Зара Хуссейн, живущая и работающая в Лондоне художница, чье творчество вдохновлено геометрией исламского искусства. В минувшем году она заработала около £35–40 тыс. и вошла в пул лондонской Grosvenor Gallery, которая с успехом представила ее работы на ярмарке Art Dubai.

«Чтобы зарабатывать на своем творчестве, нужно иметь деловой склад ума. Нельзя просто сидеть и ждать, когда к тебе придет какая-нибудь галерея», — уверена Хуссейн. Недавно она создала для лондонского отделения американского рекламного агентства Wieden + Kennedy световой объект к Рамадану, за работу над которым получала £300 в день на протяжении пяти дней.

Но некоторые художники наперекор всему не намерены отказываться от сотрудничества с публичными площадками. Марк Титчнер, вошедший в шорт-лист Премии Тёрнера в 2006 году, говорит, что любит создавать искусство для «наших общих пространств». Сейчас в клубе «Дом святого Барнабаса» в Сохо идет выставка его загадочных картин в духе Она Кавары, организованная совместно с галереей Changing Room; прибыль будет направлена на помощь бездомным. «Мы видим, в каком направлении движется финансирование искусства, — говорит Титчнер. — Многие общаются с художниками по принципу „если ты не возьмешься за эту работу на этих условиях, мы найдем другого исполнителя“».

Впрочем, отчет содержит и практические рекомендации художникам, как улучшить свои условия работы и оплату труда даже на фоне сокращения государственного финансирования: войти в профсоюз, защитить себя контрактом, записывать количество потраченных на работу часов и перестать работать бесплатно.

«Художникам нужно взять на себя коллективную ответственность, — говорит Ломакс. — Выстроить новую экономику обмена вполне реально».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+