18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Стенд галереи Buchmann. Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Art Basel
Стенд галереи Buchmann. Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Art Basel

В швейцарском Базеле состоялись грандиозная ярмарка Art Basel и десяток ее ярмарок-сателлитов. Как и прежде, итоги Art Basel оказываются важным инструментом прогнозирования рынка искусства ХХ века и современного искусства во всем мире

Ярмарочная неделя в Базеле всегда была ключевым событием арт-рынка, а в эпоху постпандемийного восстановления на фоне геополитических конфликтов и вовсе воспринимается как универсальный датчик настроений, формирующих индустрию.

В центре внимания — основная площадка, собственно сама ярмарка Art Basel, придуманная мегаколлекционером Эрнстом Бейелером в 1970 году, ради которой в Швейцарию каждый июнь съезжаются миллиардеры и музейщики, бизнесмены и арт-консультанты всех мастей, журналисты и светские бездельники. Участники и профессионалы сошлись во мнении, что главная площадка чувствует себя отлично: торговали 284 галереи из 36 стран. Причем 21 галерея участвовала впервые, и среди них 12 получили доступ к основной галерейной площадке, то есть смогли представить полноценный стенд с целым рядом художников из своего пула.

Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Art Basel
Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Art Basel

Организаторы имеют право гордиться посетителями: за все дни работы ярмарки (15–18 июня) пришло 82 тыс. человек. Не подвело и качество гостей: выбирать и покупать приехали не только крупные коллекционеры со своими конфидентами, но и представители 240 мощных музейно-художественных институций, среди которых лондонский музей Тейт, амстердамский Рейксмузеум, Музей американского искусства Уитни из Нью-Йорка, Музей Гуггенхайма с филиалами, недавно открытый Istanbul Modern и многие другие.

Во время превью и в первые дни работы ярмарки галереи, готовые поделиться информацией, сообщили о своих достижениях: скульптура Луиз Буржуа «Паук IV» 1996 года продана «за более чем $22,5 млн» (галерея Hauser & Wirth), большая скульптура Strip-Tower Герхарда Рихтера — «за более чем $2,5 млн» (галерея David Zwirner), полотно Cая Твомбли ушло за $20 млн (галерея Gagosian). В целом уже в середине ярмарки The Art Newspaper сообщила, что шесть топовых галерей продали на $175 млн, а все вместе продажи, которые хоть как-то удалось отследить, превысили $245 млн.

Порой непроданное производит не меньшее впечатление, чем проданное. Например, на стенде нью-йоркской галереи Aсquavella так и не нашло нового хозяина большое полотно Марка Ротко по цене $60 млн.

Скульптура Луиз Буржуа «Паук IV» 1996 года продана «за более чем $22,5 млн». Фото: Art Basel
Скульптура Луиз Буржуа «Паук IV» 1996 года продана «за более чем $22,5 млн».
Фото: Art Basel

Верный признак бойкой торговли — регулярное обновление экспозиций. За дни ярмарки многие галереи успели по нескольку раз заменить проданные работы другими (в Базеле, в отличие от ярмарок с более консервативными правилами, это не запрещено). Стенды галерей Landau или Helly Nahmad выглядели как миниатюрные музеи модернизма и напоминали, что предложение на Art Basel покрывает искусство всего ХХ века. «Голубыми фишками» — рыночными, дорогими и желанными — по-прежнему остаются Жан-Мишель Баскиа, Луиза Буржуа, Александр Колдер, Пабло Пикассо и Герхард Рихтер. Семизначные ценники не редкость для Art Basel — ими украшены полотна Фрэнсиса Бэкона и Тома Вессельмана, Виллема де Кунинга, Пьера Сулажа и Энди Уорхола.

Среди «дежурных блюд», то есть узнаваемых работ популярных серий известных мастеров, которые выставляют разные галереи, — металлические тарелки Аниша Капура, антропоморфные скульптуры Энтони Гормли, сюрреалистичные и текучие объекты Тони Крэгга и Жауме Пленса или, например, вечная классика вроде фотографий Бернда и Хиллы Бехер.

Не нашло нового хозяина большое полотно Марка Ротко по цене $60 млн. Фото: Art Basel
Не нашло нового хозяина большое полотно Марка Ротко по цене $60 млн.
Фото: Art Basel

Были в этом году и новые увлечения. К примеру, вирусное распространение полотен американского минималиста, мастера белых холстов Роберта Римана. Также на стендах разных галерей оказалось много картин немецкого живописца, тусовщика и джазмена, «нового дикого» А.Р.Пенка. Работа Джоан Митчелл, которая была продана полгода назад за $4,5 млн в Париже, в Базеле ушла за $14 млн (Pace Gallery). Вообще, американские художницы, оказавшиеся в 1950-х в Париже, возможно, одно из увлечений рынка. Митчелл уже лидирует, к ней подтягивается ее подруга по экспатскому житью во французской столице 1950-х Ширли Джаффе, чья эффектная ретроспектива в пандан к ярмарке идет в Художественном музее Базеля.

Среди живых художников моду отследить труднее. На стендах нескольких галерей есть Рони Хорн (два ее фирменных стеклянных куба лавандового оттенка куплены за $2,5 млн). То там, то тут всплывали концептуальные ребусы дуэта Элмгрин и Драгсет: два пустых холста и мраморный мальчик у зеркала на стенде Victoria Mirо и «Мальчик, красящий зеркало» (The Painter, fig #4) у парижского галериста Эмманюэля Перротана. На двух стендах были замечены работы американского скульптора Симоны Ли, обладательницы «Золотого льва» 59-й Венецианской биеннале современного искусства.

Большая скульптура Strip-Tower Герхарда Рихтера. Галерея David Zwirner. Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Art Basel
Большая скульптура Strip-Tower Герхарда Рихтера. Галерея David Zwirner. Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Art Basel

На втором этаже огромного выставочного здания на Мессерплац, где традиционно стоят галереи с более демократичным предложением, одним из фаворитов публики стала быстро проданная работа Ай Вэйвэя Last Supper Blue (2022) — гигантского формата панно, собранное из Lego, повторяющее знаменитую фреску Леонардо да Винчи, где лицо Иуды китайский художник заменил собственным. Счастливым продавцом выступила берлинская галерея Neugerriemschneider, но работы Ай Вэйвэя представляли также Galleria Continua, Galerie Max Hetzler и швейцарская галерея Урса Майле (Galerie Urs Meile), который вообще известен своей коллекцией и редкой экспертизой по части современных китайских мастеров.

Тут же, на втором этаже, был и приятный эпизод, связанный с историей отечественного искусства, или, скорее, дизайна. Венская Galerie Layr представила работы 1960–1970-х годов советской художницы по тканям Анны Андреевой (по €20–30 тыс. за лист). Не зацикленный на вопросах инвестиций зритель мог порадоваться за Андрееву: в этом году на Art Basel она оказалась в идеальной компании художниц, создававших эскизы для тканей. На ярмарке были представлены тиражи рисунков Анни Альберс, когда-то возглавлявшей текстильную мастерскую в Баухаусе, и оригинальная графика Сони Делоне: парижский галерист Ив Злотовски (Galerie Zlotowski) весь стенд посвятил художнице, которая в 1920-х годах прагматично перешла от симультанной живописи к дизайну тканей.

Стенд галереи Sheehan. Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Art Basel
Стенд галереи Sheehan. Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Art Basel

Среди самых необычных стендов второго этажа — инсталляция грузинской художницы Толи Астахишвили (галерея LC Queisser), которая много лет живет между Берлином и Тбилиси. Она начинала с фильмов, потом полностью переключилась на инсталляции. Ее «Простые суждения и вежливые ответы» (2023) — бетонный интерьер, который выглядит как деревенское жилье, но со странными, слегка сюрреалистическими вкраплениями: нелепая раковина, кофейники, доска для игры в дартс, репродукции фотографий Эрве Гибера, рисунки художницы в винтажных рамках. Жилье кочевника, дом на колесах… Дом, из которого бежали? Или дом, который только начинают обживать?

Галеристов волнуют их профессиональные стратегии. Одним из самых обсуждаемых, например, стал вопрос, знакомить ли клиентов с работами заранее или олдскульно удивлять на стендах. Ларри Гагосян разослал 100-страничный список произведений искусства, которые намеревался продавать в Базеле. По данным Thе Art Newspaper, только рассылка позволила его галерее наторговать на $30 млн, не считая проданного на стенде во время ярмарки, что, по не подтвержденной Gagosian информации, составляет $70 млн.

Стенд галереи Skarstedt. Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Art Basel
Стенд галереи Skarstedt. Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Art Basel

Несомненной удачей ярмарки года стала площадка Art Basel Unlimited, предназначенная для искусства большой формы. Ее курировал Джованни Кармине, директор Кунстхалле в Санкт-Галлене. Ему удалось собрать в одном проекте 76 крупноформатных работ: инсталляций, гигантских живописных полотен, видео, скульптур, фотографий — и даже 2 перформанса: «Спортзал» литовца Аугустаса Серапинаса и «Уборку дома» немецкого концептуалиста Олафа Николаи. Собрать таким образом, чтобы перед глазами изумленной публики прошли все актуальные дискурсы — от постколониального до постчеловеческого. Зрители воспринимают коммерческую торговлю крупным габаритом как хорошо сделанную выставку-развлечение: можно сидеть на «100 стульях» Франца Веста (1998, галерея David Zwirner), качаться на садомазокачелях Моники Бонвичини (инсталляция Never Again, Galerie Peter Kilchmann, Galerie Krinzinger, Tanya Bonakdar Gallery) или до полного головокружения играть в шары внутри оптических проекций кинетиста Карлоса Крус-Диаса (Environnement Chromointerférent, 1974/2018, Galleria Continua). Интересно, что лондонская Sprovieri Gallery представила большую инсталляцию Павла Пепперштейна «Песнь свободы» (2019) — 21 акварель, иллюстрирующую строчки одноименной поэмы Уильяма Блейка.

Инсталляция Павла Пепперштейна «Песнь свободы» (2019) на стенде галереи Sprovieri. Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Art Basel
Инсталляция Павла Пепперштейна «Песнь свободы» (2019) на стенде галереи Sprovieri. Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Art Basel

Любопытную тенденцию наметила программа Art Basel Parcours. Произведения искусства, расставленные по городу на площадях, повешенные на стенах домов, спрятанные в музеях, церквях старого Базеля, доступные всем горожанам и туристам, оказались востребованы и покупателями. Имели успех озорные эротические рисунки португальца Луиша Лазару Матуша (галерея Madragoa), выставленные в библиотеке Художественного музея Базеля. Самой драматичной точкой выглядела видеоинсталляция Лор Пруво «Никаких слез на границах» (No More Front Tears, 2022, Lisson Gallery), спрятанная в тоннеле под люксовым отелем Les Trois Rois. Учитывая реалии сегодняшнего дня, видео вызвало немало слез. Art Basel Parcours начинался в 2010-м с 6 проектов — в этом году их было 24; более того, многие из них продавались. Программа нравится городу, публике и самим галеристам. Ларри Гагосян заявил, что думает закрыть одно из пространств галереи в Лондоне, а вместо этого будет выставлять работы молодых художников прямо в городе.

Видеоинсталляция Лор Пруво «Никаких слез на границах» (No More Front Tears, 2022, Lisson Gallery). Программа Art Basel Parcours. Фото: Art Basel
Видеоинсталляция Лор Пруво «Никаких слез на границах» (No More Front Tears, 2022, Lisson Gallery). Программа Art Basel Parcours.
Фото: Art Basel

Ярмарка-сателлит Liste Art Fair очень выиграла за счет смены локации. Старая базельская пивоварня Wreсk была эффектным историческим местом, но смотреть и покупать искусство гораздо легче в светлом, хорошо кондиционированном пространстве выставочного зала Hall 1.1.

Liste Art Fair (основана в 1996 году) была придумана как альтернатива главной ярмарке, как площадка для продвижения молодых художников и бизнеса не слишком маститых галерей. Недаром ее называли «ярмаркой открытий». А сегодня ее не грех назвать ярмаркой тенденции и перспектив. Здесь бок о бок выставляют вещи острополитические, чувственные и технологичные — те, что любят коллекционеры до 30, готовые покупать «цифровое и игровое». На Liste выставились 88 галерей из 35 стран, из них 20 новичков. Гости увидели 66 персональных и 18 групповых выставок. Помогла ярмарке и отмена возрастного ценза для участвующих художников (до 2013 года галеристам разрешали выставлять авторов строго моложе 40 лет). География дилеров разнообразна: Цюрих и Тегеран, Осло и Белград, Шанхай и Лима. Среди галерей, прошедших суровый отбор оргкомитета, — Ольга Темникова (Temnikova & Kasela Gallery), две галереи из Киева — Voloshin Gallery c работами Даниила Галкина и Мыколы Ридного и The Naked Room с проектом Анны Звягинцевой, а также тбилисская E.A.Shared Space с произведениями Марианы Чкония и Софи Юнг.

Стенд галереи Tyler Nahem. Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Art Basel
Стенд галереи Tyler Nahem. Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Art Basel

Созданная в 2014 году и поначалу довольно робкая ярмарка фотографии Photo Basel, на которой всегда были расслабленная дружелюбная атмосфера и довольно классическое предложение, обретает какой-то новый образ и ритм. Во-первых, Photo Basel скоро пройдет в Майами. Во-вторых, среди 39 галерей, собравшихся в Базеле, были снимки практически на любой вкус. На стендах одних — хиты популярной фотографии вроде работ швейцарца Арнольда Одерматта или американского репортера Стива Маккари (его «Афганская мадонна» с открытым тиражом продавалась за €37 тыс.), на других — например, история советской фотографии. Парижская Alexandra de Viveiros привезла мастеров харьковской школы: Александра Супруна (его «Весну в лесу» с уникальной коллажной техникой многократно повторенного вырезанного ландыша), Владислава Краснощока, Сергея Лебединского, а также Виктора и Сергея Кочетовых с их фирменными снимками, раскрашенными вручную.

Базельская неделя с большой концентрацией миллионеров и любителей искусства, которые готовы покупать, провоцирует людей индустрии на новые инициативы. В прошлом году образовался свежий сателлит — площадка Basel Social Club. В этом году Basel Social Club уже занял пять этажей здания бывшего майонезного завода и точно запомнится как необычное, атмосферное явление — более 100 галерей самого разного уровня, от Hauser & Wirth с инсталляцией Пипилотти Рист и базельской Galerie Knoell с огромным полотном А.Р.Пенка до нежных молодых инициатив. В пространстве перемешались инсталляции, перформансы, фильмы. Свободному общению и легкости в приобретении искусства способствовали расположенные здесь же бар, ресторан и ночной клуб.

Стенд галереи Hauser & Wirth.  Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Art Basel
Стенд галереи Hauser & Wirth. Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Art Basel

Ярмарка веселого, «интерьерного» искусства с не слишком строгим отборочным комитетом, Volta (основана в 2005 году, с 2008-го проводится в Нью-Йорке) развернулась на новом месте с заметно сократившимся по сравнению с допандемийным периодом списком галерей. Всего их собралось 29, среди интересных — вильнюсская галерея Arka с тремя художниками во главе с литовской звездой Медой Норбутайте, которая сама бойко торговала собственной графикой.

Онлайн-площадка Qazart.com, аккумулировавшая три десятка современных казахских художников, для гастролей в Базеле выбрала искусство двух женщин: живописные изображения тревожных гаджетов Ляззат Ханим и уникальные групповые портреты беженцев Cауле Сулейменовой (каждую фигуру художница выкладывает из цветных полиэтиленовых пакетов, все на стенде посвящено современным кочевникам — релокантам и мигрантам).

Работа Cауле Сулейменовой на стенде Qazart.com. Ярмарка Art Basel 2023. Фото: Мария Савостьянова
Работа Cауле Сулейменовой на стенде Qazart.com. Ярмарка Art Basel 2023.
Фото: Мария Савостьянова

Ярмарка-сателлит Design Miami Basel съежилась до одного этажа и потеряла галереи-гранды, которые до пандемии составляли славу базельского смотра коллекционного дизайна. Не было ни лидера рынка — международной Carpenters Workshop Gallery, ни американцев Todd Merrill Studio, ни миланской галереи Nilufar, ни крупнейшего продавца датского дизайна Dansk Møbelkunst Gallery. Преданность Базелю подтвердили парижские галеристы. На стенде галереи Kreo, предприятия Дидье и Клеманс Кжентовски, среди столов и светильников красовались две лестницы — черной звезды, покойного Вирджила Абло (€22 тыс.) и живой-здоровой голландки Хеллы Йонгериус (€18 тыс.). Миллионными ценами на функциональные вещи французских скульпторов — супругов Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн запомнилась парижская Galerie Mitterrand. Вещью — лидером ярмарки оказалась стальная полка Рона Арада. Два ее экземпляра из тиража в 20 одновременно выставили парижане Jousse Entreprise (18/20) и Downtown (6/20). Нью-йоркская галерея Friedman Benda развернула на стенде выставку «Иконоборцы и иконы» с коллекционными прототипами известных стульев и кресел авторства знаменитых дизайнеров — от итальянского классика Гаэтано Пеше до голландца Йориса Лармана, которому одному из первых пришло в голову напечатать на принтере модель, сгенерированную искусственным интеллектом.

Удивительно, что именно парижские галеристы остались верны Базелю, ведь в дни работы ярмарки было объявлено, что Design Miami Basel осенью впервые приедет в Париж.

В целом галеристы, работавшие на всех торговых площадках Базеля, скорее всего, согласятся с мнением нового директора Art Basel Fair Ноа Горовица: «Бизнес идет очень хорошо, но, чтобы он шел хорошо, теперь надо очень сильно напрягаться».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+