18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Антресоли подсознания и протекший чердак: что таят две новые тотальные инсталляции в Москве

Иван Дмитриев. «Жестово». Фото: Галерея JART
Иван Дмитриев. «Жестово».
Фото: Галерея JART

Две тотальные инсталляции — «Таяние» Ирины Кориной и «Место в себе» арт-группы «Россия» — открылись одновременно в московских галереях XL и JART. Несмотря на психоделию и абсурдизм, присущие обеим работам, различия между ними куда более принципиальны

Сказочный герой может попасть в иной мир, пересекая заколдованную реку или войдя в зеркало. Нам же достаточно переступить порог галереи, в которой художник создал альтернативный мир в виде тотальной инсталляции. Каждый объект в ней неотделим от целого, являясь необходимым кирпичиком, поддерживающим вымышленную реальность. Яркий тому пример — две выставки, представленные сейчас в московских галереях XL и JART: «Таяние» Ирины Кориной и «Место в себе» арт-группы «Россия».

Инсталляция, выстроенная Ириной Кориной в галерее XL, напоминает снаружи то ли снежный замок, то ли самодельную детскую крепость из простыней. Если заглянуть внутрь сквозь прорезанные окошки, то увидишь вовсе не интерьеры, а припорошенный инеем лес — и такая двойственность, неопределенность сквозит здесь во всем. Войдя внутрь, буквально проваливаешься в уютный галлюциноз: ноги утопают в пухлом полу, стены мягко обволакивают и напирают, и ты, как сомнамбула, движешься по белым коридорам от комнаты к комнате.

Выставка «Таяние» в XL Gallery. Фото: XL Gallery
Выставка «Таяние» в XL Gallery.
Фото: XL Gallery

Они населены артефактами из советского и постсоветского прошлого, включая дурацкие мещанские безделушки, к которым подчас испытываешь труднообъяснимую ностальгическую привязанность (среди них, например, чернолаковое резное панно с изображением зайчика на лыжах, стеклянные сувениры с объемной гравировкой внутри, стереооткрытки с лесными жителями). Популярные в советские годы широкие короткие лыжи превратились в археологические ископаемые за стеклом антикварного шкафчика-витрины. А в другой витрине обнаруживается коллекция шаров — тех, которые служат навершиями в архитектурных сооружениях (такие, например, можно увидеть на ограде вокруг территории МГУ). Если бы у памяти были антресоли — как в советских квартирах, то оттуда можно было бы легко выгрести именно такой набор экспонатов.

Выставка «Таяние» в  XL Gallery. Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Выставка «Таяние» в XL Gallery.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Из наползающих коридоров тающего снежного замка зритель попадает в своеобразную «домовую церковь». Здесь на столах, покрытых будто бы церковной парчой, расположились керамические сугробы, из-под которых проглядывают конфетти и елочные игрушки — атрибуты ушедшего праздника. Фраза «раньше было лучше» давно набила оскомину, но сегодня нам действительно есть о чем тосковать. Вотивы, развешенные на стене, напоминают, по словам художницы, о сиюминутных радостях, которые в нынешние времена как-то даже неловко испытывать (и тем более делиться ими в соцсетях): здесь нашлось место и для цветов, и для пирожных, и даже для приснопамятного «тыквенного латте», вызвавшего бурные обсуждения в виртуальном пространстве. В католичестве вотивные подвески часто делают в форме глаз, рук, ног, сердец — одним словом, тех органов, которые необходимо исцелить. Здесь же отражено инфантильное желание воскресить беззаботную жизнь.

Выставка «Таяние» в  XL Gallery. Фото: XL Gallery
Выставка «Таяние» в XL Gallery.
Фото: XL Gallery

Конечно, без авторских подсказок едва ли можно прийти к уверенной интерпретации тех или иных элементов инсталляции. Но это, пожалуй, и не нужно, ведь, в сущности, Ирина Корина выразила нечто невыразимое — само ощущение нашей действительности, столькими нитями связанной с прошлым. А попытка представить ощущения в виде строгих формул бессмысленна и абсурдна. Настолько же, как забота о безжизненных скульптурах-грибах, для которых художница обустроила домики, кроватки и люльки. Недаром инсталляция названа «Таяние»: смыслы здесь тают, расплываются — как растаяли семь фэншуйных слоников, потеряв привычные очертания и превратившись в колонну сугробов разного размера.

Выставка «Таяние» в  XL Gallery. Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Выставка «Таяние» в XL Gallery.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Если пространство, которое Ирина Корина выстроила в галерее XL, напоминает некие антресоли подсознания, то инсталляцию арт-группы «Россия» в галерее JART можно охарактеризовать как протекший чердак. И не простой чердак, а чердак дома Страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, где некогда находилось главное «место силы» московского концептуализма — мастерская Ильи Кабакова. После его эмиграции из СССР в конце 1980-х здесь возникла временная резиденция «Инспекции „Медицинская герменевтика“» — группы, куда входили «младоконцептуалисты» Сергей Ануфриев, Павел Пепперштейн и другие. А в соседней мастерской обосновалась чета Ивана Дмитриева и Людмилы Блок — эти приверженцы академической живописи образовали в начале 1990-х ядро арт-группы «Россия» (позднее к ним присоединились их сын Егор Дмитриев и друг Дмитрий Луканин).

Выставка «Место в себе». Фото: Галерея JART
Выставка «Место в себе».
Фото: Галерея JART

Варясь в общем котле, «медгерменевты» и молодые «россияне» сформировали особое пространство, где холсты, мольберты и прочие атрибуты традиционного искусства соседствовали с концептуалистскими объектами. Этот синтетический и, в сущности, абсурдный антураж как раз и воссоздан в галерее JART. Тридцать лет назад в этом антураже («за чаепитиями», как выразился Сергей Ануфриев) велись беседы, в которых рождалась особая шизофреническая поэтика. «На дворе снег — на тыкву совершен набег; на дворе иней — чердак страшно клинит; на дворе весна — нужен ремонт кочана», — вещает один из письменных артефактов того времени, который можно обнаружить в экспозиции.

Выставка «Место в себе». Фото: Галерея JART
Выставка «Место в себе».
Фото: Галерея JART

Инсталляция «Место в себе» — это мир вещей. Если у Кориной предметный мир эфемерен (вещи будто «не в себе»), то здесь — совершенно конкретен (вещи в себе). Предметы, наполняющие пространство, дублируются в живописи: метроном, доска, белый шар. Венцом этого концептуалистского вещизма предстает красный стул, стоящий одной ножкой в ботинке. В этом объекте видится отсылка не только к краеугольной для концептуализма работе «Один и три стула» Джозефа Кошута, но и к «Башмакам» Винсента ван Гога, в которых философ Мартин Хайдеггер увидел нечто большее, чем просто истоптанную обувь.

Выставка «Место в себе». Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Выставка «Место в себе».
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Впрочем, большинство аллюзий в этой тотальной инсталляции остаются в пределах некой внутренней кухни, что характерно для герметичной среды московского концептуализма. Более или менее вовлеченный зритель увидит в предметах, наполняющих пространство, намеки на роман «Мифогенная любовь каст» Пепперштейна и Ануфриева: на стене горит ночник в виде сказочной Лисоньки — важного персонажа в пантеоне героев книги, а на гардеробном крючке висит бинокль — неотделимый атрибут парторга Дунаева (и вместе с тем символ «психоделического и коллективного» типа зрения, присущего, по мысли авторов, советскому человеку). В целом же инсталляция, как кажется, наполнена довольно кулуарными шутками и намеками, которые едва ли сможет понять непосвященный. И в этом еще одно фундаментальное отличие от работы Ирины Кориной, где использованы образы, укорененные в коллективном сознании и знакомые каждому зрителю (от высушенных апельсиновых шкурок, которые мы привыкли класть в шкафы для защиты от моли, до скульптурных «фантомов» артистов Евстигнеева и Плятта). Но, пожалуй, главное, что одновременно объединяет и разделяет две тотальные инсталляции — это их психоделия: у Ирины Кориной — мягкая и интуитивная, у группы «Россия» — рационально сконструированная и нарочитая.

Галерея XL
Ирина Корина. «Таяние»
До 18 апреля

Галерея JART
Арт-группа «Россия». «Место в себе»
До 17 апреля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+