18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Новое здание Музеев Кремля подменит Оружейную палату

Новое здание музея располагается в реконструированном историческом здании Средних торговых рядов между Красной площадью и Ильинкой. Фото: Музеи Московского Кремля
Новое здание музея располагается в реконструированном историческом здании Средних торговых рядов между Красной площадью и Ильинкой.
Фото: Музеи Московского Кремля
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Реконструированное здание Средних торговых рядов на Красной площади, куда к 2025 году должны частично переехать сокровища Музеев Кремля, получило название «К5» и отдельный сайт

Новый корпус Музеев Московского Кремля, располагающийся на Красной площади между ГУМом и Покровским собором (храмом Василия Блаженного), получил официальное название «К5» — по своему адресу: Красная площадь, дом 5. На пресс-конференции, посвященной запуску его сайта k5.kreml.ru, в музее рассказали о текущей стадии строительства. «Сейчас идут отделочные работы, — пояснила директор ММК Елена Гагарина. — К концу 2024 года, мы надеемся, основные работы по строительству будут закончены. Затем мы займемся приспособлением и переездом». Елена Гагарина не стала отвечать на прямой вопрос, какова же текущая дата открытия музея для широкой публики, — только напомнила, что сначала это планировалось сделать в 2021 году, но жизнь постоянно вторгается в планы. Подтверждать дату «2025», которая называлась в сентябре, она не стала.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Входная группа со стороны Красной Площади. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Входная группа со стороны Красной Площади.
Фото: Музеи Московского Кремля

Нехватку ряда строительных материалов и оборудования, возникшую с начала года, обойти удалось, но это не получается с другой проблемой — закупкой витрин для новой экспозиции, которых требуется очень много. В связи с санкциями это сверхпрочное стекло больше ввозить невозможно. В итоге, как рассказала директор, Музеи Кремля на пробу дали задание нескольким доступным компаниям и в конце декабря по результатам выберут исполнителя. На изготовление необходимого количества ориентировочно уйдет два года.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Выставочные залы с видом на Красную Площадь. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Выставочные залы с видом на Красную Площадь.
Фото: Музеи Московского Кремля

Елена Гагарина напомнила, что коллекция царских и императорских сокровищ всегда хранилась в Оружейной палате и вот она впервые покидает стены Кремля, причем предполагается, что надолго. «Это событие уникально и вызывает некоторое беспокойство изменением статус-кво. Но мы сделаем все, чтобы выполнить свою задачу», — сказала она. Во сколько раз вырастет число показываемых экспонатов, насколько шире развернется экспозиция в новых залах, окончательно в музее еще не понимают.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

При этом важно, что часть экспонатов все-таки будет оставлена в залах исторической Оружейной палаты внутри Кремля. Это символы государственной власти, государственные регалии и награды. В Патриарших палатах будет создана совершенно новая экспозиция, посвященная истории института патриаршества на Руси. После приведения в порядок будет открыта для публики серия исторических пространств, которые сейчас заняты хранением, реставраторами и администрацией. В одном из них развернется экспозиция про основателя музея — Александра I. Также будет восстановлен интерьер храма Николая Угодника.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

В новом корпусе К5 реставраторы получат огромное пространство — весь верхний этаж с отличным освещением. «Я надеюсь, что им будет очень удобно», — сказала директор Музеев Кремля. По словам Елены Гагариной, количество реставраторов в штате, вероятно, придется увеличить, чтобы возросла скорость приведения коллекции в порядок. Это хорошо бы сделать уже сейчас, так как последние годы они работают крайне усердно (оказалось, что предметов в идеальной сохранности не хватало, чтобы наполнить будущие гигантские площади). Однако пока новых реставраторов попросту некуда посадить.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Выйдя за древние стены наружу, Музеи Кремля наконец получат просторные и светлые пространства для временных выставок — два зала площадью примерно по 1 тыс. кв. м. Однако один из них в первые годы все-таки будет недоступен для устройства выставок: в него временно переместят коллекцию регалий из Оружейной палаты. Планируется, что после открытия К5 ее старое здание будет закрыто на реконструкцию. Когда же Оружейная палата вновь откроется, регалии вернутся внутрь Кремля и второй зал начнет работать как выставочный. Но, как долго это протянется — неясно.

Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Проект нового корпуса Музеев Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Андрей Баталов, замдиректора Музеев Кремля по научной работе, рассказал нашему изданию об этой предполагаемой реконструкции: «Здание Оружейной палаты находится в относительно хорошем состоянии; мы тщательно следим за фасадом, на котором есть уязвимые белокаменные детали. Однако масштабных реставрационных работ здесь не производилось из-за присутствия постоянной экспозиции. Освободив помещения от экспонатов, мы получим возможность тщательной реставрации интерьеров, в том числе рельефов в залах, попытаемся разыскать и восстановить первоначальный воздуховод Константина Тона. Год-полтора должно уйти на изыскание и проектирование, около двух лет — на сами работы. Однако никаких точных дат пока нет. Все зависит от финансирования, которое Министерство культуры нам согласится выделить (и конечно, от размера этого финансирования). Параллельно нам необходимо закрыть на реставрацию Патриаршие палаты». 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+