18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Проповеднические коробки» обретают ценность

Церковь Сент-Мэрилебон. Фото: National Heritage Lottery Fund
Церковь Сент-Мэрилебон.
Фото: National Heritage Lottery Fund
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Британские церкви, возведенные в позднюю георгианскую эпоху, до недавнего времени не вызывали у большинства историков архитектуры сильных эмоций. Однако Кристофер Уэбстер, взявшись за исследование темы, всерьез вознамерился сломать прежние стереотипы

Если церкви раннегеоргианской эпохи уже давно служат объектами восхищения, а в последние десятилетия получили признание и викторианские храмы, то со зданиями позднего георгианского стиля, конца XVIII — первых десятилетий XIX века, дело обстоит иначе. Они не удостаивались положительных отзывов с тех пор, как экклезиологи (богословы, изучающие и трактующие роль церкви в христианстве) еще в XIX веке прозвали их «проповедническими коробками», спроектированными архитекторами с неадекватным пониманием планировки и стиля. Но именно этим зданиям посвящена книга Кристофера Уэбстера «Позднегеоргианские церкви».

Christopher Webster. «Late Georgian Churches: Anglican architecture, patronage and churchgoing in England, 1790–1840». John Hudson Publishing. 320 с.: 370 цв. и ч/б ил. £80. На английском языке
Christopher Webster. «Late Georgian Churches: Anglican architecture, patronage and churchgoing in England, 1790–1840». John Hudson Publishing. 320 с.: 370 цв. и ч/б ил. £80. На английском языке

В 1818 году была создана Комиссия по строительству церквей, и многие храмы, воздвигнутые на ее средства, описаны в прекрасной книге Майкла Х. Порта «600 новых церквей» (2006). Однако Уэбстер, научный сотрудник Йоркского университета, демонстрирует, что и до, и после этой даты было построено значительное количество новых храмов, и, как правило, без грантовой поддержки. Он стремится восстановить справедливость по отношению к ним, тщательно анализируя их происхождение и используя множество иллюстраций.

Церковь Сент-Мэрилебон. Фото: National Heritage Lottery Fund
Церковь Сент-Мэрилебон.
Фото: National Heritage Lottery Fund

Уэбстер показывает, что строительство церквей в тот период было ответом на нехватку церковного пространства ввиду стремительного роста населения Англии, главным образом в городах. Проблема усугублялась нехваткой сидячих мест в церквях (арендная плата за скамью рассматривалась как важный источник дохода).

Выбор стиля был серьезным вопросом. Одни утверждали, что готика дешевле классики, другие с этим не соглашались. Конечно, некоторые из классических церквей были поразительно дорогими. В то же время готические образцы слишком часто получались аляповатыми, однако Уэбстер защищает лучшие из них и проявляет сочувствие к менее удачным.

Церковь Святого Луки в Челси. Фото: Wikimedia Commons
Церковь Святого Луки в Челси.
Фото: Wikimedia Commons

Немалую часть книги автор посвящает северу Англии. Одно исследование касается Юго-Восточного Ланкашира, где энергичная группа духовенства стремилась преодолеть нехватку церковных помещений, часто достигая похвальных архитектурных результатов, таких, например, как собор Святого Петра в Эштон-андер-Лайн (Фрэнсис Гудвин, 1821–1824). И в каждом случае Уэбстер уделяет особое внимание проектированию церквей, демонстрируя множество неожиданных и даже эксцентричных планировок.

Книга поможет лучше понять эти здания в то время, когда многие из них находятся под угрозой бесцеремонного переустройства, закрытия или даже сноса.  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+