18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Миллениум российского образца: взгляд из-за Ла-Манша

Нестор Энгельке. Деревянная палеолитическая Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу». 2020. Фото: Vladey
Нестор Энгельке. Деревянная палеолитическая Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу». 2020.
Фото: Vladey
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В Unicorn Publishing Group на английском и русском языках вышла книга «Искусство России в новом тысячелетии». Этот обзор, не подразумевавший никаких итогов, даже промежуточных, так или иначе все равно подводит условную черту — но слишком уж условную

Во времена, когда на Западе все громче звучат призывы «отменить» русскую культуру, появление такой книги — настоящее чудо. Разумеется, возникает вопрос о том, кто же эти отважные люди, решившиеся плыть против течения. Оба автора живут в Лондоне: Эдвард Люси-Смит — британский журналист, а Сергей Ревякин — коллекционер искусства с русскими корнями. И это важно держать в уме, беря в руки их щедро иллюстрированное творение.

Эдвард Люси-Смит, Сергей Ревякин. «Искусство России в новом тысячелетии». Unicorn Publishing Group. 2022. 240 с.: ил.
Эдвард Люси-Смит, Сергей Ревякин. «Искусство России в новом тысячелетии». Unicorn Publishing Group. 2022. 240 с.: ил.

Не дайте «энциклопедичности» названия ввести вас в заблуждение. Список использованной литературы в основном состоит не из книг или статей в научных журналах, а из ссылок на интернет-ресурсы, значительная часть которых — это статьи из англоязычной Википедии. Здесь вы найдете не строгий научный подход, а, скорее, взгляд коллекционера, руководствующегося личными предпочтениями и прихотями. Не имеет смысла задаваться вопросом о том, почему в книге, например, вовсе не упоминается такой состоявшийся и признанный на международном уровне художник, как Александр Шишкин-Хокусай, представлявший Россию на Венецианской биеннале в 2017 году, в то время как некоторым малоизвестным и вторичным авторам отведено довольно много места. Нравится вам это или нет, — так решили авторы, ориентируясь на собственный вкус.

Edward Lucie-Smith, Sergei Reviakin. «Russian Art in the New Millennium». Unicorn Publishing Group. 2022. 256 с.: ил. На английском языке
Edward Lucie-Smith, Sergei Reviakin. «Russian Art in the New Millennium». Unicorn Publishing Group. 2022. 256 с.: ил. На английском языке

В числе преимуществ книги можно назвать количество и качество вошедших в нее иллюстраций. Но отдельные жемчужины мудрости так и тянет зачитать вслух — например, такой фрагмент из англоязычного издания: «Художники, живущие в Москве, создают, как и можно ожидать, сложное и урбанистическое искусство. Некоторые из них родились в столице; другие переехали сюда, чтобы развивать свою творческую карьеру. Интересно, что многие из этих московских художников — женщины».

Очаровательная наивность писателей, издалека смотрящих на российскую культурную сцену, иногда приводит к почти комичным оплошностям, в особенности когда они пытаются говорить о таких сложных и скудно задокументированных явлениях, как уличное искусство. Находясь под впечатлением от многочисленных «фестивалей городского искусства», проводимых на государственные средства, в результате чего появилось огромное число по большей части декоративных либо откровенно пропагандистских псевдопатриотических муралов, они приходят к ошибочному выводу о том, что в России, в отличие от Запада, уличное искусство пользуется широкой официальной поддержкой. Увы, это очень далеко от реальности, за исключением Нижнего Новгорода, который известен как «столица уличного искусства России», но даже там его скорее терпят, чем поощряют. Иногда складывается впечатление, что авторы слепо шли по дороге, проторенной сверставшим книжный макет дизайнером: местами кажется, что текст иллюстрирует изображение, а не наоборот.

И все же масштабы проделанной работы заслуживают определенного уважения: на 240 страницах книги создатели умудрились уместить 250 имен художников. Авторы постарались упомянуть всех важных и не очень персонажей, появившихся на российской сцене с 2000-х годов. При этом тех, кто начинал в 1990-е или в конце 1980-х, не включили в подборку, хотя именно они во многом определяют современный культурный ландшафт России.

Структурирование книги авторам явно далось с трудом, вероятно из-за обилия материала. Создается впечатление, что они так и не смогли решить, группировать ли художников по месту рождения, технике, стилю или гендерной принадлежности, что явствует из таких названий глав, как «От прошлого к настоящему», «Природа и гендер», «Абстракционизм и сюрреализм», «Иконопись», «Москва», «Санкт-Петербург», «Центральная Россия», «На берегах Волги», «Вокруг Уральских гор», «Женщины в российском искусстве», «Концептуализм» и так далее.

Писать историю событий, разворачивающихся у нас на глазах прямо сейчас, — трудная и зачастую неблагодарная задача. Работа над книгой явно завершилась до начала спецоперации, которая резко изменила российский мир искусства. Неудивительно, что значительная часть информации уже успела устареть, и это заметно даже в предисловии. Венецианское пространство фонда V–A–C под названием Палаццо делле Дзаттере закрылось, а многие из упомянутых в книге художников покинули Россию — не исключено, что навсегда.

Но все же игнорирование актуального контекста выглядит как осознанный выбор авторов. Создается впечатление, что они скорее предпочитают жить в отрицании, не примечая этого слона, чем в последний момент вносить правки в текст. В результате книга стала реликвией менее безумного и более счастливого мира, который теперь существует только в памяти людей и на бумаге. 

Рецензия написана на англоязычное издание Russian Art in the New Millennium для интернет-портала Russian Art Focus.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+