18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Он-каваривание по-монастырски: искусство концептуальной медитации

Андрей Монастырский. Фотография из серии «Высвечивания». 2021-2022.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia
Андрей Монастырский. Фотография из серии «Высвечивания». 2021-2022.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia

В галерее XL на «Винзаводе» проходит выставка Андрея Монастырского и Маши Сумниной «Высвечивания и неразборчивое», где смешиваются духовные практики московского и японского концептуализма

«Колобковость», «шизокитай», «аллилуевание» — в московском концептуализме сложился собственный сленг, для стороннего человека практически непостижимый. Гуру этого направления художник и поэт Андрей Монастырский даже составил «Словарь терминов московской концептуальной школы» (Ad Marginem, 1999), в котором даны определения ключевых слов и выражений. Сегодня он мог бы добавить к ним еще одно — «он-каваривание», что означает практику проживания времени и отстраненного наблюдения. Этимология слова восходит к имени японского концептуалиста Он Кавары, который с 1966 года фиксировал в работах даты, когда они были созданы, время собственного пробуждения или простую констатацию того, что он «все еще жив». Эта буддийская по своей сути художественная деятельность близка Монастырскому, которого буддизм спас когда-то от религиозного помешательства, что подробно описано в автобиографическом романе «Каширское шоссе».

«Он-кавариванием» Монастырский занимается давно. Так, на YouTube-канале Podjachevdva (в названии, напоминающем некий термин из восточной философии, скрыта фамилия писателя Семена Подъячева) художник запостил уже десятки довольно продолжительных видео, снятых из окна квартиры. «Это чисто возрастное, такая фактография самопротекания жизни», — поясняет он. Практика «он-каваривания» лежит и в основе новой выставки «Высвечивания и неразборчивое», подготовленной им вместе с дочерью, Машей Сумниной, участницей арт-дуэта «МишМаш». По мнению авторов, эта практика наиболее уместна в темные времена, ведь, если не можешь ничего изменить, остается только наблюдать.

Выставка «Высвечивания и неразборчивое» в галерее XL.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia
Выставка «Высвечивания и неразборчивое» в галерее XL.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia

На выставке за «высвечивания» отвечает отец, а за «неразборчивое» — дочь. Экспозиция открывается видеодокументацией недавней акции «Коллективных действий» (группы, которую Монастырский основал еще в 1976 году) под названием «Три портрета». Затем начинается длинная фотографическая серия, которая, собственно, и озаглавлена «Высвечивания» — она растянулась на все четыре стены галереи. Серия не является раскадровкой акции, но связана с ней: первый из снимков сделан как раз по пути к месту проведения «Трех портретов», а участники действия, хотя и находятся по ту сторону камеры (или, в терминах Монастырского, во «внефотографическом пространстве»), все же присутствуют в кадре в виде отбрасываемых ими теней.

Надо заметить, что самые известные акции КД, вошедшие в анналы истории искусств, относятся еще к 1970–1980-м годам. И многих может удивить, что эта деятельность продолжается по сей день. Как бы то ни было, случайному зрителю на акции не попасть: как и прежде, они носят кулуарный характер, проводятся в узком кругу «посвященных». Впрочем, фоторяд на выставке вполне позволяет ощутить их эффект. Но для этого необходимо правильно смотреть, последовательно переходя от одной фотографии к другой (все они пронумерованы).

Андрей Монастырский. Фрагмент фотографии из серии «Высвечивания». 2021-2022.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia
Андрей Монастырский. Фрагмент фотографии из серии «Высвечивания». 2021-2022.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia

На снимках запечатлено одно и то же место — огороженная зона стройки у метро «Сокольники». Можно увидеть, как идут работы, меняются баннеры на заборе, мелькают случайные прохожие. Монастырский высвечивает в Photoshop отдельные детали и области: от человека до примостившегося на ступеньке голубя, от брошенной кем-то пластиковой бутылки до целых фрагментов пространства. Но, несмотря на все высвечивания, по сути в фотографиях ничего не меняется: просто городская жизнь течет своим чередом.

В какой-то момент, совершенно внезапно, на снимках появляются золотые узоры, напоминающие то ли созвездия, то ли соединенные точки на схеме метро, то ли даосские диаграммы из «Книги перемен», а сами «высвечивания» усложняются, превращаясь в какие-то внеземные объекты, зависшие в небе над Москвой. Ты будто получаешь галлюцинаторный опыт от длительного всматривания в одну точку. Эти явления-галлюцинации производят, вероятно, тот же эффект, что и внезапное появление двух человеческих фигур на противоположном краю пустого заснеженного поля в первой, хрестоматийной акции КД «Появление».

Но это лишь один событийный слой фотосерии. Второй разворачивается на уровне дат в уголках (08.10.2021 — 06.10.2022), которые частично совпадают с началом фатальных перемен в нашей жизни, произошедших в 2022 году. Этот историко-контекстуальный фон существенно меняет восприятие увиденного. Философ Ролан Барт писал в эссе Camera Lucida, что, глядя на детское фото своей мамы, он невольно думал о том, что ей предстоит умереть — и дрожал «в преддверии катастрофы, которая уже имела место». Так и тут: глядя на ту часть фотографий, что была сделана Монастырским еще в пандемийный период, кажущийся нам теперь относительно благополучным, мы дрожим в ожидании того, чему только предстоит случиться.

Андрей Монастырский. Стикер с паралингвистический эмблемой к серии «Высвечивания». 2021-2022.  Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia
Андрей Монастырский. Стикер с паралингвистический эмблемой к серии «Высвечивания». 2021-2022.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia

К слову, категория «ожидания» — одна из важнейших в дискурсе Монастырского и КД. Причем значение имеет вовсе не событие как награда за ожидание, а само ожидание как психическое переживание. Монастырский вообще мастерски активизирует сознание зрителя. Его работы, будь то акции или фоторяды, создают условия для медитативного погружения в себя. Концентрация на своих переживаниях позволяет в конечном счете возвыситься над ними, успокоить ум и выйти из сансары страданий — в соответствии с учением буддизма.

А чем-то вроде буддийского «иконостаса» для медитации, по словам художника, на выставке служат маленькие черные стикеры с изображением человечков: один смотрит на наручные часы, второй заткнул пальцами уши, третий высунул язык и так далее. Эти наклейки в точности повторяют паралингвистические щиты из акции «Юпитер» 1985 года, однако в то же время отсылают к практике стикер-бомбинга — современной форме уличного высказывания.

Маша Сумнина предлагает посетителю выставки еще один способ медитации: «когда смотришь на реальность так, будто она неузнаваемая». Ее графическая серия «#НРЗБР» состоит из изображений предметов, в которых вроде бы и угадывается что-то знакомое, но, чем дольше смотришь, тем больше они тебя озадачивают. Так слово, повторенное много раз, теряет смысл. Кстати, о словах: подписи к изображениям, которые вроде бы призваны что-то прояснить, размыты и нечитаемы. Это точно характеризует состояние сегодняшнего инфополя, где слова расходятся со своими значениями, а смыслы расплываются.

Маша Сумнина. Листы из графической серии «#НРЗБР». 2022 Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia
Маша Сумнина. Листы из графической серии «#НРЗБР». 2022
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро/The Art Newspaper Russia

Под каждым из графических листов художница прикрепила блокнот и карандаш, чтобы зрители могли записать собственные соображения насчет увиденного. Но, реагируя на актуальную ситуацию, в которой возможность свободного высказывания затруднена, она оставила карандаши незаточенными. Любопытно было наблюдать, как это препятствие преодолевали гости вернисажа: кто-то сумел обнаружить оставленную в зале точилку и заточить карандаш, а кто-то начинал, например, мять и сгибать листочки, чтобы сделать хоть что-то, не имея возможности оставить запись. «Неразборчивое», таким образом, тоже кажется в рамках выставки микромоделью кадэшных акций, предполагающих реакцию зрителя, а затем рефлексивные описания и комментарии.

Когда Андрей Монастырский начинал проводить акции во второй половине 1970-х, они, несомненно, выступали своего рода духовными практиками, позволяющими сохранять дзен в глубоко идеологизированном обществе. Сегодня опыт «он-каваривания по-монастырски» тоже важен как никогда — чтобы высветить на карте будня вечное и преходящее и совладать с неразборчивыми чувствами и мыслями.

Галерея XL
«Высвечивания и неразборчивое. Дочь отца, отец дочери. Андрей Монастырский, Маша Сумнина»
До 7 января 2023 года

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+