18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?

Дэвид Робертс. «Руины храма в Ком-Омбо (Верхний Нил, Египет)». 1842-1843. Фото: Touchstones Rochdale
Дэвид Робертс. «Руины храма в Ком-Омбо (Верхний Нил, Египет)». 1842-1843.
Фото: Touchstones Rochdale
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона

Магия Древнего Еги­пта — гробницы фараонов, скрытые сокровища и неразгаданные тайны — гипнотизирует нас до сих пор, хотя прошло уже более 2 тыс. лет с момента падения той цивилизации. Но сколько правды в ее лакированной, окутанной мистикой истории — или это миф нового времени? Выставка «Видения Древнего Египта», открывшаяся в Норидже, в Центре изобразительных искусств Сейнсбери (до 1 января 2023 года), задается этим вопросом на фоне двух знаменательных и символичных дат — годовщин расшифровки египетских иероглифов (27 сентября 1822 года) и обнаружения роскошной гробницы Тутанхамона (4 ноября 1922 года).

«Мираж — вот подходящее слово для описания того, с чем мы пытаемся спорить с помощью этой экспозиции, — говорит Тео Вайс, помощник куратора музея Университета Восточной Англии. — Мы в подробностях разбираем то, что, как нам кажется, знаем о Древнем Египте, и пытаемся понять, как вообще возник этот миф».

Авол Эризку. «Нефертити» («Черная сила»). 2018. Фото: Courtsey Ben Brown Fine Arts
Авол Эризку. «Нефертити» («Черная сила»). 2018.
Фото: Courtsey Ben Brown Fine Arts

Наши современные, растиражированные представления о древнеегипетской культуре произрастают из западного колониального мышления, считает Вайс. «Исторически Египет часто был разменной монетой в политических играх. Западные державы успешно создавали миф о Египте, который можно было использовать для оправдания их программ и целей. Так обстояло во времена Августа и римлян, Наполеоновских войн, Британской империи — и вплоть до наших дней».

Выставка представляет собой постколониальную интерпретацию феномена Древнего Египта. В заявлении Центра Сейнсбери, опубликованном еще в 2021 году, эта экспозиция названа шагом к «переосмыслению колониальной истории, к установлению прозрачности и выяснению истинного происхождения предметов в коллекции». Новая политика музея в отношении реституции, которая, скорее всего, приведет к деколонизации фондов, была обозначена в отчете за 2020–2021 годы. Правда, она пока не реализована, хотя в качестве срока указано лето 2022 года.

На выставке представлены знаковые персонажи Древнего Египта. Так, один из разделов рассказывает о метаморфозах образа Клеопатры — от мудрой правительницы в средневековой арабской литературе до роковой дивы, сыгранной Элизабет Тейлор в фильме 1963 года. Представлен и портрет светской львицы в костюме Клеопатры, написанный Джошуа Рейнолдсом, и картина Криса Офили «Клеопатра» (1992), где царица предстает в образе Черной королевы, как сегодня называют Шарлотту, супругу английского короля Георга III, предположительно мулатку.

Другой раздел посвящен наследию Тутанхамона, юного фараона, царствовавшего в XIV веке до н.э. Это прежде всего архивные кадры с первых раскопок гробницы — именно после них началось всемирное помешательство на фигуре этого правителя. Рядом расположили предметы 1920-х годов, демонстрирующие, как знаменитая находка повлияла на дизайн одежды, украшений и мебели.

Дэвид Хокни. «Голова египтянина, исчезающая в облаках». 1986. Фото: York Museums Trust (York Art Gallery)
Дэвид Хокни. «Голова египтянина, исчезающая в облаках». 1986.
Фото: York Museums Trust (York Art Gallery)

Включены в выставку и работы египетских художников, послевоенных и нынешних, в том числе Чанта Аведиссиана, Маха Маамуна, Сары Саллам и Авола Эризку. Каждый из них по-своему разоблачает шаблоны. Например, Саллам — автор серии работ «Четвертая пирамида принадлежит ей» (2017): свои семейные фотографии она наложила на кадры с раскопок и архивные снимки, запечатлевшие египетскую народную культуру.

«Мы смотрим на мумии и воспринимаем их вне контекста», — говорит художница. В каталоге выставки она подчеркивает, что даже ее собственное отношение к Древнему Египту сложилось под влиянием Запада. Она пишет: «Мое творчество — отражение продолжающегося путешествия, цель которого — развенчание экзотики, приписанной наследию моей родины, и восстановление правды о моих предках». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+