18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как музеи по всему миру пытаются отгородиться от политики

Работа Дженни Хольцер «Для Бильбао», спроецированная на фасад музея Гуггенхайма в Бильбао. Фото: Ander Gillenea/AFP/Getty images
Работа Дженни Хольцер «Для Бильбао», спроецированная на фасад музея Гуггенхайма в Бильбао.
Фото: Ander Gillenea/AFP/Getty images

Государственное вмешательство «уничтожает возможности культурных институций», констатирует авторитетная международная комиссия. Музейное сообщество бьет тревогу по поводу ситуации в разных регионах планеты, в том числе в Европе

Ведущие музейные организации опубликовали новый свод правил по защите музеев от политического контроля. Недавнее исследование подтвердило мнение об опасно высоком проценте случаев вмешательства государства в дела музеев, особенно в странах Центральной Европы. В отчете также говорится о стандартах внутреннего руководства. Выводы, сделанные по поручению Международного комитета музеев и коллекций современного искусства (CIMAM) и Международного комитета по музейному менеджменту (INTERCOM), будут обнародованы на проходящей в эти дни в Праге конференции Международного совета музеев (ИКОМ).

Впервые о «Проекте наблюдения за музейным управлением» было объявлено в конце мая на основании результатов отчета, подготовленного по заказу CIMAM и INTERCOM и увидевшего свет в апреле. В документе перечислены примеры вмешательства властей в жизнь ряда музеев, а также отмечены случаи плохо организованного музейного управления.

«Хороший менеджмент музейной институции неразрывно связан с эффективным управлением, — говорит Горанка Хорьян, председатель INTERCOM и директор Загребского этнографического музея. — Отношения между внутренними и внешними заинтересованными сторонами имеют решающее значение для достижения этой цели».

Цель повышения стандартов музейного менеджмента носит глобальный характер, хотя специальный грант ИКОМ для этого проекта первоначально был ориентирован на европейские регионы. По словам Хорьян, они были приоритетными из-за «огромной базы общих предпосылок».

«В странах, которые часто называют Восточной и Юго-Восточной Европой (на самом деле это Центральная Европа), в последнее время мы наблюдали поразительные, иногда почти абсурдные случаи грубого вмешательства властей в дела музеев, фактически сводившего на нет возможности и самостоятельность этих институций, — отмечает Барт де Бар, председатель глобальной программы CIMAM и директор Музея современного искусства в Антверпене. — Подобное вмешательство часто имеет идеологическое объяснение, но порой абсолютно случайно и непредсказуемо».

Недавний пример, включенный в отчет, — неожиданное увольнение с поста директора Музея искусства в Лодзи в Польше Ярослава Сухана. Тот факт, что его убрали без каких-либо объяснений, возмутил глав Тейт, нью-йоркских Музея Гуггенхайма и Музея современного искусства (МоМА), и они решительно высказались в его поддержку.

Музей искусств в Лодзи. Фото: Muzeum Sztuki w Łodzi
Музей искусств в Лодзи.
Фото: Muzeum Sztuki w Łodzi

Авторы отчета Анник Шрамме и Ян Кинг провели фокус-группы, опросы и интервью, чтобы определить основные проблемы, стоящие перед музеями. В числе ключевых — путаница в терминологии, используемой в контактах между организациями, решения, которые ограничивают автономию музеев, будь то юридические казусы, региональные обычаи или неформальные отношения, а также вопрос сохранения баланса между политикой и музейной жизнью.

«Здесь имеются свои парадоксы, — отмечает де Бар. — С одной стороны, считается, что политики вообще не должны касаться музеев. С другой — есть осознание того, что институции принципиально важно иметь прямой контакт с властью и желательно вести с ней постоянный диалог».

Обозначенные в отчете сложности смешиваются с клубком других острых проблем, включая пандемию, конфликты в Европе, цифровую революцию, новые финансовые экосистемы и экологические вопросы, что, по мнению членов комиссии, делает аргументы в пользу музейной автономии еще более убедительными. Помощь в достижении баланса между «влиянием акционеров и управлением, с одной стороны, и этическим подходом и институциональной честностью, с другой» — еще одна ключевая рекомендация отчета.

Это исследование — лишь одна из инициатив, выдвинутых музейным сообществом в попытке противостоять диктатуре и решать вопросы управления.

INTERCOM и ИКОМ недавно получили гранты на проект, который уточняет понятие руководства музеем, уделяя более пристальное внимание менеджменту в культурных институциях Латинской Америки, а также некоторых музеев в Боснии, Индии и Замбии.

Исследования CIMAM этим не ограничиваются. В частности, Кэлин Дан, директор Национального музея современного искусства в Бухаресте, сейчас готовит отчет, посвященный проблемам музеев в Восточной Европе, которая была в центре внимания в докладе INTERCOM. А Виктория Нурторн, директор Музея современного искусства в Буэнос-Айресе, изучает ситуацию с музеями Венесуэлы. Их исследования будут опубликованы в ближайшее время. 


Увольнение Ярослава Сухана

Ярослав Сухан, экс-директор Музея искусства в Лодзи. Фото: Muzeum Sztuki w Łodzi
Ярослав Сухан, экс-директор Музея искусства в Лодзи.
Фото: Muzeum Sztuki w Łodzi

Ряд директоров ведущих мировых музеев осудил неожиданное увольнение в апреле Ярослава Сухана с поста директора Музея искусства в Лодзи. Эту отставку называют политически мотивированной. Еще в ноябре 2021 года пребывающая у власти в Польше правая партия «Право и справедливость» не продлила контракт Сухана, руководившего музеем с 2006 года. Вместо него был назначен исполняющий обязанности директора. А в апреле 2022-го на встрече с Ярославом Селлином, заместителем министра культуры страны, Сухан узнал, что уволен. «Я не получил никаких объяснений», — говорит он. Его место занял Анджей Бернацкий, не имеющий опыта управления музеем. В интервью польскому новостному агентству Wyborcza Бернацкий заявил, что намерен переставить акценты с международных на польских художников, особенно из Лодзи. В письме, направленном министру культуры Польши Петру Глинскому, директор Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке Ричард Армстронг назвал отстранение Сухана «шоком для музейного сообщества во всем мире». В другом письме на имя Глинского Гленн Д.Лоури, директор нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA), описал Сухана как «выдающегося ученого и уважаемого коллегу», который «много сделал для международного признания современного польского искусства». Сухан — очередная жертва того, что называют попыткой руководства Польши усилить контроль над музеями. Армстронг говорит, что недавний уход директоров Национальной художественной галереи Zachęta Ханны Врублевской и Национального музея в Варшаве Агнешки Моравинской также «указывает на ошибочные шаги правительства по низведению музеев до статуса идеологических марионеток».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+