18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом

Иван Бекетов. «Бычки». Фрагмент. Один из лотов предстоящих торгов Клуба коллекционеров графики. Фото: Клуб коллекционеров графики
Иван Бекетов. «Бычки». Фрагмент. Один из лотов предстоящих торгов Клуба коллекционеров графики.
Фото: Клуб коллекционеров графики
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги

В Москве стало одним аукционным домом больше. Он занимается только графикой и предлагает знаточеский клубный подход к каждому произведению, ведь он организован настоящими любителями своего предмета. Его создателями выступили коллекционер Сергей Подстаницкий и Степан Вишневский, правнук легендарного русского коллекционера начала XX века Феликса Вишневского, основателя музея Василия Тропинина. В субботу 30 июля состоятся уже вторые торги дома, топ-лотом которых стал акварельный эскиз костюма царя к спектаклю Всеволода Мейерхольда «Царь Федор Иоаннович», созданный Дмитрием Стеллецким до Первой мировой войны — чрезвычайно редкий период на арт-рынке.

«Коллекционерского общения всем катастрофически не хватает, — объясняет причины возникновения нового аукционного дома Сергей Подстаницкий. — Эта проблема появилась во время пандемии, и тогда в интернете был создан Клуб коллекционеров графики. Потом костяк клуба перешел в офлайн; на наши встречи каждый приносил одну-две работы. Однако всем этого было мало, и мы стали делать выставки». Сейчас клуб провел уже восемь выставок — в музее-заповеднике «Царицыно», фонде In artibus, галерее «Ковчег». Последнюю, «Кошки, котики, котята» — в пространстве особняка Вишневских, который, таким образом, впервые смогла увидеть публика.

Пейзаж Татьяны Мавриной. Один из лотов предстоящих торгов. Фото: Клуб коллекционеров графики
Пейзаж Татьяны Мавриной. Один из лотов предстоящих торгов.
Фото: Клуб коллекционеров графики

В маленькой купеческой усадьбе XIX века в Щетининском переулке жило семейство любителя искусств профессора Петухова, который смог передать ее, уже в советское время, энтузиасту-коллекционеру Феликсу Вишневскому. Уникальное собрание и главное здание усадьбы Вишневский завещал государству (теперь это Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени), а его наследники продолжали жить в двухэтажном домике во дворе.

«Когда сюда въехал мой прадед в 1969 году, — рассказывает Степан Вишневский, — это была трущоба. Здесь он жил и держал здесь часть личной коллекции. И здесь же умер. Потом дом переходил по наследству; я здесь вырос. Дом к тому времени был в совсем плохом состоянии. Несколько лет назад я занялся реставрацией: пол на первом этаже полностью сгнил (сейчас переводы из красной сосны попилены на дрова и лежат во дворе). Теперь новый независимый пол стоит на своей платформе и не опирается на старый фундамент, не тянет сруб вниз. Пришлось поменять нижний венец. Зато внешнюю обшивку стен смогли сохранить, она дореволюционная. Карнизы, двери, ручки, частично паркет — это все старое». Сейчас второй этаж дома сохраняет мемориальную атмосферу, и именно эти несколько комнат стали площадкой сначала для предаукционной выставки, а потом и для самих торгов.

Илья Репин. Портрет художника Василия Леви. Один из лотов предстоящих торгов. Фото: Клуб коллекционеров графики
Илья Репин. Портрет художника Василия Леви. Один из лотов предстоящих торгов.
Фото: Клуб коллекционеров графики

Первый аукцион был посвящен анималистике XVI–XXI веков, понятой достаточно широко. Хронология торгов начиналась с гравюры XVI века «Иоав коварно убивает Амессая», где за библейским злодеянием наблюдает толстый кот. Интересно, что автора гравюры, Ганса Вейдица, прижизненного иллюстратора Петрарки, удалось определить уже в процессе подготовки каталога. В этом один из плюсов нового аукционного дома. Было продано более трети лотов. Самым дорогим стал лист 1831 года с собачкой, наблюдающей за игрой в шахматы, — «Стоянка калмыков» Георга Опица (300 тыс. руб.). Наибольший интерес вызвал раздел рисунков к детским книжкам. Например, «Волк и Лиса» Юрия Васнецова ушел за 70 тыс. руб. Яростные баталии велись за вещи Владимира Лебедева и Владимира Конашевича.

Всего на второй аукцион Клуба коллекционеров графики будет выставлено 218 лотов графики с XVI по XXI век, среди которых портретные литографии и рисунки Ильи Репина, карикатура с собакой, спящей на красном флаге, Филиппа Малявина, архитектурные эскизы Федора Шехтеля из семьи Вишневских, парные портреты знаменитого акварелиста середины XIX века Владимира Гау (это самый дорогой лот торгов, его стартовая цена 600 тыс. руб.). Есть и несколько современных молодых художников. Например, серия работ Ивана Бекетова, чьи рисунки на прошлом аукционе показали наибольший рост цены.

Фрагмент работы Филиппа Малявина, выставленной на торги. Фото: Клуб коллекционеров графики
Фрагмент работы Филиппа Малявина, выставленной на торги.
Фото: Клуб коллекционеров графики

Осенью планируется продажа качественной графической коллекции из наследия известного коллекционера (имя пока не раскрывается) — с выставкой, которая пройдет в музейном пространстве, и каталогом.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+