18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Огромная коллекция модернистов оказалась пшиком

Национальный музей Словении. Фото: Narodna galerija, Ljubljana, Slovenija
Национальный музей Словении.
Фото: Narodna galerija, Ljubljana, Slovenija
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Скандальная выставка в Национальном музее Словении, из-за которой его директор подал в отставку, включала работы с подписями Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Сони Делоне и Сержа Полякова

Выставка под названием «Путешествия. Художественная коллекция семьи Больковац» должна была открыться в Национальном музее Словении в Любляне 8 июня. Однако незадолго до события вспыхнул скандал, заставивший вмешаться министерство культуры страны, а затем делом занялась полиция. Открытие сначала было перенесли, а потом отменили вовсе. В итоге директор музея был вынужден уйти в отставку. Где сейчас находятся подозрительные работы — неизвестно.

Большой массив временно предоставленных на выставку картин происходил якобы из собрания покойного Йосипа Больковаца, который занимал пост первого министра внутренних дел Хорватии с 1990 по 1991 год. Всего семья передала музею около 180 произведений искусства, предположительно созданных великими художниками ХХ века, среди которых немало русских: Эдгаром Дега, Василием Кандинским, Казимиром Малевичем, Анри Матиссом, Жоаном Миро, Эдвардом Мунком, Пабло Пикассо, Анри де Тулуз-Лотреком, Уильямом Тёрнером, Марком Шагалом. В списке также Жорж Брак, Винсент ван Гог, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Марино Марини, Амедео Модильяни, Клод Моне, Джорджо Моранди, Камиль Писсарро. Еще до скандала нынешний владелец работ Нико Больковац пояснял газете «Дело», что в прошлом он руководил галереей Gallus и частную коллекцию предка пополнил приобретениями на аукционах.

Незадолго до открытия выставки критический сюжет о ней выпустил новостной телеканал N1, а искусствоведы начали забрасывать Министерство культуры обеспокоенными письмами.

«Дело скандальное», — рассказал N1 историк искусства и независимый арт-критик Бране Кович. Если бы это действительно были работы авторов, указанных в подписях, по мнению Ковича, их стоимость составила бы около €1 млрд. «Страховка за подобную коллекцию, которую пришлось бы оплатить Национальному музею, в несколько раз превысила бы его годовой бюджет, — пояснил он. — Это жуть, пачкотня, рисунки, которые их предполагаемые авторы не могли бы нарисовать даже в глубоком запое». Как поясняет Кович, работы предлагались и другим учреждениям, но везде были отвергнуты. Почему же они были приняты Национальным музеем Словении? «Проблема в том, что выставку готовили некомпетентные люди, не занимающиеся изобразительным искусством. Директор Павел Цар — коллекционер орденов и мундиров, а координатор выставки Андрей Шемров — нумизмат», — считает Бране Кович.

Авторство многих работ, собранных на выставку, вызывает большие сомнения с первого взгляда. Фото: National Museum of Slovenia
Авторство многих работ, собранных на выставку, вызывает большие сомнения с первого взгляда.
Фото: National Museum of Slovenia

Министерство культуры Словении вынуждено было созвать специальное совещание, на котором эксперты изучили документы, связанные с принятыми на выставку произведениями. Директор музея Павел Цар объяснял на заседании, что видел только сертификаты подлинности картин, и признал, что можно было бы сделать больше, например изучить каталог-резоне каждого художника (это входит в стандартную процедуру комплексной экспертизы).

Выставку решили делать всего несколько недель назад.

Radio Prvi сообщило, что проект был анонсирован всего за два дня до даты намеченного открытия. Павел Цар объяснил это тем, что в музее обнаружили, что у них есть свободные выставочные площади и решили с минимальными затратами привлечь посетителей на летний период. И добавил, что музей на организацию проекта денег не потратил. Министерство культуры подтвердило, что никакой финансовой компенсации музеем получено не было; однако изучение документов будет продолжаться.

Большинство сотрудников Национального музея Словении дистанцировались от «непрофессиональной и неэтичной практики организации выставки» в заявлении, подписанном 51 из 72 служащих. «Мы решительно осуждаем злоупотребление именем учреждения и самой профессией музейщика, которое нанесло большой ущерб репутации Национального музея Словении и всех словенских музеев и галерей», — говорится в заявлении. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+