18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Средневековый замок уэльского «книжного короля» спасен от разрушения

Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей. Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей.
Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

После реставрации замок Хей открылся для публики — впервые в своей истории. Внешний вид бывшей норманнской цитадели теперь близок к древнему оригиналу, а внутренние пространства переустроены на современный лад

Старинный замок, более 800 лет возвышающийся над уэльским городком Хей-он-Уай, еще не так давно служил резиденцией эксцентричного самопровозглашенного «короля». Правда, в последний период своего существования в этой роли живописные руины превратились в потенциально смертельную ловушку со множеством трещин и камней, вываливавшихся из стен. К началу нынешнего лета замок впервые откроет двери для широкой публики. Он будет по-прежнему живописен, но уже не опасен — благодаря реставрации стоимостью £7 млн, проведенной Фондом замка Хей.

Около полувека эти руины находились в собственности Ричарда Бута, провозгласившего себя «королем Хея». Он превратил Хей-он-Уай в первый в мире книжный город, свезя сюда тонны подержанных книг и оборудовав книжными полками практически все здания, включая бывшую пожарную часть и кинотеатр. Городок с книжными лавками на каждой улице по-прежнему остается местом паломничества книголюбов.

Замок Хей до реставрации. Фото: Hay Castle Trust
Замок Хей до реставрации.
Фото: Hay Castle Trust

Хей-он-Уай стоит на границе с Англией, и его замок столетиями оказывался на пересечении военных путей. Легенда гласит, что после очередной осады леди Матильда де Браоз восстановила его всего за одну ночь, натаскав камней в переднике.

Большой господский дом был построен в 1660-е годы, но недавняя реставрация обнаружила следы ранее неизвестного тюдоровского дома, возведенного на месте разрушенной норманнской цитадели, а также еще более ранние заложенные ворота и огромный очаг, который, вероятно, был частью утраченного большого зала норманнской эпохи. Выяснилось, что для того, чтобы дополнительно усилить впечатление, господский дом построили на двухметровом цоколе. Радиоуглеродный анализ древесины позволил датировать одни из больших ворот приблизительно 1430 годом, что делает их самым ранним образцом такого рода сооружений на территории Уэльса (двери в замке Чепстоу на юге гораздо древнее, но они не висят на петлях). Еще более старый кусок древесины, обнаруженный в держателе засова, по-видимому, старше самого замка.

Процесс реставрации замка Хей. Фото: Hay Castle Trust
Процесс реставрации замка Хей.
Фото: Hay Castle Trust

К концу XVII века норманнская цитадель, судя по косвенным признакам, представляла собой развалины без крыши, а господский дом был выжжен изнутри многочисленными пожарами. Последний из них произошел в 1977 году, когда из очага в комнате, где стоял трон Бута и где он выдавал паспорта и даровал аристократические титулы, выпало полено. «Король» утверждал, что принял потрескивание огня за восторженные приветствия подданных. Теперь здание оборудовали стеклянной крышей, которая автоматически раскроется в случае нового пожара.

В 2011 году местный Фонд замка Хей приобрел здание, имеющее статус объекта культурно-исторического наследия, за £2 млн. Тогда уэльское государственное ведомство по делам наследия Cadw пришло к выводу, что замок находится под угрозой обрушения. В 2016 году, после нескольких лет фандрайзинга и благодаря гранту в размере £4,5 млн от Фонда лотереи «Культурное наследие», восстановительные работы наконец-то начались. Экстерьер решили восстановить в оригинальном виде, а внутренние помещения рискнули перестроить на современный лад. Архитектурное бюро MICA добавило лестницы и полы из дуба, стекла и стали и оборудовало в здании пространство музейного уровня, предназначенное для временных экспозиций. Эта перепланировка позволила открыть доступ на крышу цитадели с головокружительным видом на город и реку Уай.

Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects
Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects

Книжное царство Бута послужило источником вдохновения для создателей Хейского литературного фестиваля, регулярно привлекающего в город посетителей со всего света. В этом году фестиваль, который бывший президент США Билл Клинтон назвал «Вудстоком для ума», возвращается после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. В дни его работы, с конца мая по начало июня, замок будет открыт для бесплатного посещения и послужит декорациями для постановки «Юлия Цезаря» на открытом воздухе — ее привезет труппа из лондонского театра «Глобус».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+