18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Филипа Гастона показывают с купюрами

Филип Гастон. «Пара в постели». 1977. The Art Institute of Chicago. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth. Фото: Museum of Fine Arts, Boston
Филип Гастон. «Пара в постели». 1977. The Art Institute of Chicago. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth.
Фото: Museum of Fine Arts, Boston
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Перенесенная из-за громкого скандала большая выставка американского художника Филипа Гастона (1913–1980) все-таки открылась в Бостоне, но картин с образами ку-клукс-клана на ней меньше, чем планировалось

Одним из главных скандалов в мире искусства в 2020 году стал перенос большой ретроспективы американо-канадского художника Филипа Гастона (1913–1980), которая должна была отправиться в турне по четырем крупным музеям США и Великобритании. Сначала открытие отложили из-за пандемии коронавируса, однако затем проект и вовсе оказался под угрозой отмены. В сентябре 2020 года четверка музеев выпустила совместный пресс-релиз, пестрящий самыми разными отсылками, начиная с движения Black Lives Matter (англ. «жизни черных имеют значение») и заканчивая убийством чернокожего Джорджа Флойда миннеаполисскими полицейскими. Этим заявлением они, по-видимому, силились уберечь публику в и без того накаленной атмосфере от широко известных образов куклуксклановцев в творчестве Гастона.

Критики и поклонники художника интерпретируют сложную образность ку-клукс-клановской серии в более широком контексте его интереса к маскам и переодеванию, который восходит еще к его ранним муралам 1930-х годов.

Выставка «Филип Гастон. Сейчас» в Бостонском музее изящных искусств. Фото: Museum of Fine Arts, Boston
Выставка «Филип Гастон. Сейчас» в Бостонском музее изящных искусств.
Фото: Museum of Fine Arts, Boston

Выставка — под тем же названием и практически с тем же списком экспонатов, но защищенная прочным бастионом из интерпретаций как от кураторов, так и от представителей общественности — 1 мая все-таки открылась в Бостоне, первой точке ее турне.

Версию Бостонского музея изящных искусств радикально переработали, дополнив хронологический подход тематическими подборками. В экспозицию вошло 73 картины и 27 рисунков, что составляет лишь небольшую часть того, что вашингтонская Национальная художественная галерея планирует показать в окончательной версии, состоящей из двух взаимосвязанных выставок с 250 работами Гастона. Тем не менее в Бостоне представлен подробный обзор длительной эволюции художника от левацкого реализма до эстетского абстрактного экспрессионизма и, наконец, до судьбоносного возвращения в 1960-е годы в роли визуального эрудита с мрачным чувством юмора, чьи нарочито двусмысленные работы — связанные с проблемами идентичности, смерти и социальной справедливости — сегодня считаются его самым выдающимся достижением.

Филип Гастон. «Гладиаторы». 1940. Museum of Modern Art, New York. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth. Фото: Фото: Museum of Fine Arts, Boston
Филип Гастон. «Гладиаторы». 1940. Museum of Modern Art, New York. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth.
Фото: Фото: Museum of Fine Arts, Boston

В число ключевых произведений, предоставленных на выставку из сторонних коллекций, входят «Гладиаторы» (1940), фигуративное изображение дерущихся детей, и «Красная картина» (1950), текстурная абстракция, созданная десятилетием позже. Очень поздняя работа «Пара в постели» (1977), написанная за несколько лет до смерти в 1980 году в возрасте 66 лет, представляет собой двойной портрет самого художника и его жены, здоровье которой как раз в то время серьезно пошатнулось. Их лица невозможно разглядеть, а белая простыня-одеяние из его ку-клукс-клановской серии превратилась здесь в некое подобие больничного халата на двоих, который вот-вот станет саваном.

Из 12 относящихся к ку-клукс-клановской серии вещей, которые изначально планировалось показать в Бостоне, пять в конечном итоге не включили в экспозицию, в том числе важные крупноформатные картины 1970 года «Пойманы» и «Рассвет». Представители музея говорят, что это решение было принято «по соображениям, связанным с пространством», и что вместо них добавили другую работу из этой же серии.

Посетители перед картиной «Живопись. Курение. Еда». 1973. Stedelijk Museum, Amsterdam. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth. Фото: Museum of Fine Arts, Boston
Посетители перед картиной «Живопись. Курение. Еда». 1973. Stedelijk Museum, Amsterdam. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth.
Фото: Museum of Fine Arts, Boston

Особым образом решили экспонировать самую известную работу ку-клукс-клановской серии Гастона — «Мастерская» (1969), которую принято считать автопортретом. На ней изображен художник в облачении куклуксклановца, пишущий фигуру в облачении куклуксклановца на холсте, напоминающем облачение куклуксклановца. Первоначально ее собирались экспонировать вместе с другими произведениями того же периода, но потом перенесли в отдельный зал внутри зала, призванный символизировать мастерскую Гастона. 

Бостонский музей изящных искусств
«Филип Гастон. Сейчас»
До 11 сентября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+