18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Геральдические символы держатся своего биржевого курса

Главный фасад здания петербургской Биржи. Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
Главный фасад здания петербургской Биржи.
Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Государственный Эрмитаж создает в здании Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге музей геральдики. Из-за сложностей при реставрации он не откроется в 2022 году, как планировалось, но уже сейчас известны очертания будущей экспозиции

Герольдмейстерская контора открылась в России 300 лет назад по указу Петра I. А в 1992 году была создана Российская геральдическая служба, которую через два года передали в ведение Администрации президента РФ. Впоследствии служба была преобразована в Геральдический совет при президенте РФ. И когда десять лет назад на уровне правительства Санкт-Петербурга зашла речь о возможной передаче здания Биржи Государственному Эрмитажу, его генеральный директор Михаил Пиотровский незамедлительно внес предложение создать там музей геральдики.

Как рассказал нашему изданию Георгий Вилинбахов, государственный герольд­мейстер страны, заместитель директора Эрмитажа, аналогов будущему музею в мире нет. «Мы расскажем о геральдике как о языке знаков, который существует с начала истории человечества у всех народов и государств в мире, — обещает Вилинбахов. — Мы представим всю историю геральдики: государственной, родовой, геральдики европейской, других историко-культурных регионов. В музее будет отдельная большая экспозиция наград — и отечественных, и зарубежных».

Процесс реставрации Биржи. Фото: Государственный Эрмитаж
Процесс реставрации Биржи.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в последние годы не раз устраивал у себя выставки, связанные с геральдикой — на фарфоре, в ювелирных изделиях, книгах, костюмах и наградах. Поэтому в специальную рабочую группу по формированию экспозиции будущего музея вошли представители всех отделов и подразделений Эрмитажа. В общем и целом экспозиционный план сложился уже сейчас; известно, что именно и в каких конкретно залах нового пространства будет представлено. Тем не менее участники группы продолжают обсуждение отдельных деталей. В частности, есть идея организовывать совместные показы с другими институциями, а также предоставлять залы в помещении Биржи дружественным музеям, чтобы те могли демонстрировать собственные экспонаты.

Процесс реставрации одной из скульптур с фронтона. Фото: Государственный Эрмитаж
Процесс реставрации одной из скульптур с фронтона.
Фото: Государственный Эрмитаж

Реставрация Биржи началась в 2014 году и пока еще полностью не завершена, но представление о том, как будет выглядеть музей, уже есть. Основная экспозиция, в которую войдут самые разнообразные предметы с изображением геральдических знаков, расположится в анфиладе залов по периметру здания. Здесь будут представлены экспонаты начиная с археологических находок древности, античных предметов. Посетители увидят изделия из фарфора, стекла, серебра, а также костюмы, мебель, флаги, шпалеры, кареты с геральдическими знаками, портреты известных людей, награжденных орденами и медалями, то есть разнообразные предметы, которые могут рассказать, что такое геральдика.

Центральный зал было решено оставить таким, каким он был задуман архитектором.

«Мы решили, что не будем использовать его для витрин, не будем устанавливать там никаких перегородок, — поясняет Георгий Вилинбахов. — На стенах представим батальные полотна из коллекции Эрмитажа, а также копии исторических флагов, знамен и штандартов (подлинные ткани не могут выставляться в постоянной экспозиции)». Центральный зал может быть использован для проведения различных торжественных церемоний, городских или общегосударственных: для празднования Дня города, Дня России, Дня флага, вручения государственных наград. 


История петербургской Биржи

Фрагмент скульптурной группы «Нептун с двумя реками», установленной на фронтоне. Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
Фрагмент скульптурной группы «Нептун с двумя реками», установленной на фронтоне.
Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори

Здание Биржи и прилегающая к нему территория стрелки Васильевского острова — один из самых величественных и завершенных классицистических ансамблей в Санкт-Петербурге. Строительство торговой биржи в этом месте затеял еще Петр I в 1721 году. Государь, только что провозглашенный императором, хотел создать здесь административный и торговый центр Петербурга, приравняв его в статусе к богатым европейским городам. Но торговый порт на стрелку был переведен лишь в царствование Анны Иоанновны. Уже при Екатерине II устройством этой территории занялся Джакомо Кваренги — именно ему принадлежит окончательная планировка подковообразной площади. По его проектам здесь был возведен ряд строений. Началось и строительство здания Биржи, но в 1787 году работы приостановили. Впоследствии замысел Кваренги был признан не­удачным, неоконченное строение разобрали на кирпичи, а новый проект заказали французскому архитектору Тома де Томону. Он предложил решение, которое приводило бы весь ансамбль в соответствие с канонами классицизма. Правда, завершение и этого варианта пришлось на время отложить из-за войны с Наполеоном. Здание Биржи открыли в 1816 году, а окончательный вид архитектурному ансамблю площади придал Иван (Джованни) Лукини в 1832 году. Свою главную функцию Биржа исполняла почти до конца XIX века. В 1885 году торговый порт перевели с Васильевского острова, поскольку корабли того времени уже не могли пройти в центр города по Неве, и с тех пор зданию долго не находилось достойного применения. После 1917 года оно переходило из рук в руки, и только в 1939-м его передали Центральному военно-морскому музею (ЦВММ), который просуществовал на Васильевском острове почти 70 лет. В 2007 году появился план по переводу музея в другое место, переезд затянулся до 2011-го. Одно время здание стояло заброшенным, постепенно разрушаясь. Лишь в самом конце 2013 года было принято решение передать его Государственному Эрмитажу под музей геральдики.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Математику цвета и формы покажут в московской галерее Fine Art на персональной выставке Юрия Уляшева «Трэш-авангард»
18.04.2024
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+