18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От художников «левого ЛОСХа» до NFT-арта

Новая ярмарка современного искусства проходит с 16 по 19 июня в петербургском Манеже. Фото: Ярмарка «1703»
Новая ярмарка современного искусства проходит с 16 по 19 июня в петербургском Манеже.
Фото: Ярмарка «1703»

В программе ярмарки «1703» в петербургском Манеже — стенды 17 коммерческих галерей из Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода, отдельная секция «Цифровое искусство», некоммерческие проекты, а также дискуссии и медиации по экспозициям от школы Masters

В официальную культурную программу Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022) в этом году включена ярмарка «1703». Еще до ее начала команда организатора — компании «Газпром» — говорила о планах сделать событие ежегодным. На торжественном открытии это подтвердил и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер: «Уверен, что ярмарка искусств будет традиционной, займет важное, знаковое место среди культурных событий России и получит широкую известность». Он также отметил, что в подготовке и проведении мероприятия активное участие принимали Комитет по культуре и правительство Санкт-Петербурга и выразил благодарность за совместную конструктивную работу. Для высоких гостей (вместе с Миллером ярмарку открывал губернатор Петербурга Александр Беглов) провели специальную экскурсию по экспозициям, из-за которой церемония немного задержалась, но гостей в это время щедро угощали игристым и не только, так что атмосфера была вполне приподнятая. Губернатор в своей приветственной речи пожелал проекту долголетия, а участникам — творческих успехов.

Об успехе коммерческом галеристы к вечеру дня превью высказывались очень осторожно, хотя небольшие продажи и предложения у некоторых участников уже были. Впрочем, все отмечали высокий уровень организации, всемерное содействие команды ярмарки и важность события для поддержки художников и галеристов в нынешние непростые времена, а также возможности установить перспективные контакты. «Я почти 25 лет занимаюсь галерейным делом, и с первых дней этой работы моей мечтой было появление своей ярмарки современного искусства в Петербурге, потому что у города есть такой потенциал. Я в восторге от того, что это наконец случилось и каким получился первый выпуск», — говорит Марина Гисич (Marina Gisich Gallery).

В программе ярмарки — стенды 17 коммерческих галерей из Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода. Фото: Ярмарка «1703»
В программе ярмарки — стенды 17 коммерческих галерей из Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода.
Фото: Ярмарка «1703»

Так как приглашение на мероприятие получили участники ПМЭФ-2022 и топ-менеджмент «Газпрома», на вернисаже было много людей, которые ранее не были замечены среди завсегдатаев выставок современного искусства, биеннале и ярмарок. Кто-то признавался коллегам, что не очень любит и понимает «такое» искусство, кто-то, наоборот, с восторгом фотографировался у необычных арт-объектов, а кто-то и осторожно присматривался. Вероятно, именно с учетом такой разношерстной публики команда ярмарки подбирала участников и спецпроекты — чтобы соблюсти баланс между современной классикой и искусством будущего вроде цифровых работ и NFT-арта.

Одна из главных целей мероприятия — заинтересовать в приобретении искусства еще больше людей, и тема частных коллекций была избрана для первой ярмарки «1703» как главная. Поэтому практически вся экспозиционная зона первого этажа была отдана некоммерческим проектам секции «Коллекции». В центре — проект To Be With Art, где произведения Марины Алексеевой, Тани Ахметгалиевой, Григория Майофиса, Виталия Пушницкого из семейных коллекций футболистов «Зенита» — Вероники и Александра Ерохиных, Натальи и Константина Зыряновых, Екатерины и Вячеслава Малафеевых, Анны и Сергея Семак, Екатерины и Игоря Смольниковых, Виктории и Олега Шатовых представлены рядом с работами из личной коллекции галеристки Марины Гисич, в том числе с объектом из инсталляции Александра Шишкина-Хокусая «Фанерный Эрмитаж», участвовавшим в экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале в 2019 году. Все экспликации к работам здесь снабжены QR-кодами, которые ведут на странички художников на сайте Marina Gisich Gallery, где представлены доступные к покупке произведения. Это грамотный ход, связавший некоммерческий проект с секцией «Галереи», где все работы продаются, а один из стендов занимает и галерея Гисич. На нем представлены произведения Кирилла Чёлушкина; северная нимфа Нади Зубаревой — скульптура из металлической проволоки, существующая в единственном экземпляре, (€32 тыс.); бромойли (от €4,5 тыс.) и живопись (€15–25 тыс.) Григория Майофиса. Месседж понятный: приобретая произведения искусства, можно пополнить символическую команду коллекционеров «Зенита». Марина Гисич рассказывает, что сотрудничество с игроками началось более десяти лет назад почти случайно: чета Зыряновых пришла в ее архитектурное бюро заказать дизайн квартиры, но ей удалось увлечь их современным искусством и в итоге построить квартиру под коллекцию. Позже необычный дизайн-проект и картины в интерьере так впечатлили других членов тогдашней команды, бывавших в гостях у Зыряновых, что число клиентов Marina Gisich Gallery пополнилось.

В рамках ярмарки в Манеже работают три секции: «Галереи», «Коллекции» и «Цифровое искусство». Фото: Ярмарка «1703»
В рамках ярмарки в Манеже работают три секции: «Галереи», «Коллекции» и «Цифровое искусство».
Фото: Ярмарка «1703»

Справа от проекта To Be With Art — еще один некоммерческий проект, компактная, но представительная экспозиция «Одиннадцать», подготовленная петербургской KGallery. Здесь можно увидеть работы Евгении Антиповой, Валерия Ватенина, Германа Егошина, Ярослава Крестовского, Валентины Рахиной, Леонида Ткаченко из группы «Одиннадцать», представлявших «левое» крыло ЛОСХа.

Слева — единственная коммерческая секция на первом этаже, «Цифровое искусство». Всего три мини-зала, отделенные друг от друга шторами, и три участника: Art & Science Университета ИТМО (здесь все работы аналоговые, но в их основе лежат данные, полученные в ходе научных исследований и экспериментов), платформа цифрового искусства masters digital, которую курирует Дмитрий Озерков, и мультиформатный проект Generative Gallery. Международная команда Generative Gallery состоит из художников, разработчиков и специалистов по арт-рынку и коммуникациям. По сути, это продюсерское агентство, помогающее художникам воплощать замыслы во всех формах современного технологичного искусства: это и NFT-арт, и генеративное искусство, и цифровое, и аналоговые работы, созданные с использованием методов робототехники, 3D-печати и машинного обучения. На их стенде представлены «Черепа цивилизации» Кирилла Рейва (трехмерная печать, 195–230 тыс. руб.), синтезирующий различные звуки арт-объект «Волна» Максима Силенкова (220 тыс. руб.), видео, сопровождаемое NFT, художника под псевдонимом Smaslom (торгуется на маркетплейсе в эфириумах — 5,00 ETH) и также сопровождаемая NFT цифровая проекция на ковер с генерируемыми искусственным интеллектом бесконечными вариациями мавританских мотивов «Репетиция» Орхана Мамедова (2,5 млн руб.).

В дальнейшем планируется сделать событие ежегодным. Фото: Ярмарка «1703»
В дальнейшем планируется сделать событие ежегодным.
Фото: Ярмарка «1703»

При всех достоинствах ярмарки: блестящая организация, высокое качество представленного искусства, его разнообразие, красота застройки, — существенным недостатком оказывается слабость навигации по секциям экспозиции, где не всегда легко понять, находимся ли мы в секции, где искусство продается, или в коллекционной части. Так, секция «Цифровое искусство» визуально смотрится как часть специальных проектов в ряду с To Be With Art и «Одиннадцать», а прекрасная некоммерческая экспозиция московского центра визуальных искусств Beton, представляющая летопись истории России ХХ века в снимках звезд отечественной фотографии, почему-то оказалась на втором этаже, вместе с секцией «Галереи». Да и в целом по комментариям гостей вернисажа было понятно, что они не всегда понимали, где искусство показывают, а где продают. В дни работы «1703» для широкой аудитории эту проблему во многом решают туры по ярмарке (арт-медиация от школы Masters).

В секции «Галереи» представлено 17 участников, из них петербургских всего 3: уже упомянутая Marina Gisich Gallery, Third Place NFT и White Lines. Большинство же галеристов приехали из Москвы. Это Дмитрий Ханкин и его «Триумф», Полина Аскери (Askeri Gallery), Алина Крюкова (a-s-t-r-a), галереи «11.12», «Е.К.АртБюро», «КультПроект», Art & Brut, Azot, Fine Art Gallery, Syntax, а также моностенд художницы Екатерины Емельяновой (К2-студия) и стенд маркетплейса искусства Sample. Из регионов — только галерея Futuro из Нижнего Новгорода. Анастасия Панова (Futuro) привезла в Петербург, в частности, хитроумно сделанную керамику Даниила Антропова (от 100 тыс. до 400 тыс. руб.) и живопись Сергея Карева (290 тыс. и 320 тыс. руб.), который переосмысливает свои студенческие работы, созданные в лучших традициях академического пейзажа. На стенде a-s-t-r-a — оптические иллюзии Егора Острова по мотивам классического искусства ($7–10 тыс.), бюсты Павла Бушуева (от 200 тыс. руб.), на один из которых сразу поступило предложение о покупке, а также живопись Игоря Литвинова (€7–8 тыс.). Галерея «КультПроект» представляет многообразие пейзажей в современном прочтении — Евгении Буравлевой, Дианы Воубы, Алексея Ланцева и Егора Плотникова, также дополненные скульптурной группой, буквально перекрывающей проход через стенд.

Экспозиционно-ярмарочную часть программы дополняет публичная образовательная программа от школы Masters. Фото: Ярмарка «1703»
Экспозиционно-ярмарочную часть программы дополняет публичная образовательная программа от школы Masters.
Фото: Ярмарка «1703»

Впечатляющий разброс цен и разнообразие произведений на стенде Askeri Gallery — от скрупулезно выполненных объектов Кван Йонг Чана (ода ручной работе) за более чем $150 тыс. до эффектной живописи Павла Полянского и Дарьи Котляровой (около 700 тыс. руб.), и даже смешных «чебурашек» из серии Toy Artistrash по 35 тыс. руб. (их начали покупать еще до официального открытия). У галереи «Триумф» единственной — увеличенный стенд, где представлена живопись на бумаге и скульптура Александры Вертинской (€25 тыс.), акварели главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова (по €4,5 тыс.), живопись Марии Сафроновой («Геометрия», €15 тыс.) и монументальное полотно Ли Чинжу (€50 тыс.).

Манеж, Санкт-Петербург
Ярмарка «1703»
До 19 июня

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
6
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
7
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+