18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке

Генрих Семирадский. «Голова юноши в профиль». Около 1889. Фрагмент. Фото: Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого
Генрих Семирадский. «Голова юноши в профиль». Около 1889. Фрагмент.
Фото: Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни

В залах Третьяковки на Крымском Валу будут показаны работы Генриха Семирадского, а также картины русских художников его круга, древние памятники из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и произведения современных художников, использующих всё те же классические мотивы.

Как рассказала нашему изданию Татьяна Карпова, куратор выставки, ее название «По примеру богов» взято у полотна Семирадского, которое хранится в Национальной галерее Армении и станет одним из главных экспонатов. «В это название одновременно включено несколько разных смыслов. Мы показываем различные волны обращения художников к античному наследию на протяжении нескольких веков. Вместе со зрителем мы задаемся вопросами: возможно ли это возвращение? что можно извлечь из этой темы сегодня? что античность значит для современного человека?» — объясняет куратор.

Генрих Семирадский. «По примеру богов». 1888. Фото: Национальная галерея Армении, Ереван
Генрих Семирадский. «По примеру богов». 1888.
Фото: Национальная галерея Армении, Ереван

Монографической выставкой Семирадского проект Третьяковской галереи не является. По словам Татьяны Карповой, посвятившей художнику монографию (2008), это невозможно по ряду причин. Одна из них — географическая. Представитель польского рода, Семирадский родился в Харьковской губернии, был подданным Российской империи, жил и учился в Петербурге, наконец, обосновался на вилле в Италии. Поэтому его наследие рассеяно по разным странам, и собрать его весьма затруднительно. Россия обладает значительной долей живописного наследия Семирадского (около трети сохранившихся полотен, вокруг которых и построена выставка). Причина этому — в особенной любви русских заказчиков к художнику, в покровительстве ему императорской фамилии. Самые важные произведения предоставил Государственный Русский музей — в Москву приехали «Грешница», «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (покупка которой побудила Александра III к основанию Русского музея), «Римская оргия блестящих времен цезаризма» и другие ключевые работы, в том числе графика, которой в российских собраниях крайне мало.

Генрих Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889. Фото: Государственный Русский музей
Генрих Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889.
Фото: Государственный Русский музей

Также активно участвуют сама Третьяковка и региональные музеи, несколько произведений прибыли из Армении и Белоруссии — всего десять музеев. «После революции Семирадский был забыт, отношение к нему было презрительным. Его искусство казалось чуждым, буржуазным. Из крупных музеев и Государственного музейного фонда его работы старались раздавать. Таким образом, много произведений оказалось в небольших музеях», — поясняет Татьяна Карпова. Также покажут несколько работ из частных собраний. Увы, Государственный исторический музей из-за условий экспонирования и сохранности не смог предоставить «Славянский цикл»: для этого его пришлось бы демонтировать из интерьеров зала. А вот минский Национальный художественный музей заранее прислал «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу», и в Москве отреставрировали эту картину.

Генрих Семирадский. «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». 1870. Фото: Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск
Генрих Семирадский. «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». 1870.
Фото: Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск

Недостаток графики восполнят мультимедийными программами. К примеру, на экранах будут представлены рисунки и этюды из польских собраний. По словам Карповой, это особенно интересно. «Личность в эпоху академизма скрывала себя за стилем. А в графике Семирадский себя проявлял. В частности, оказалось, что в его наследии много карикатур, что он был язвительным человеком. При этом диссертацию, до того как полностью отдаться искусству, он написал об инстинктах насекомых. В этом он чем-то сближается с Набоковым. И в его рисунках есть фантасмагории — полулюди, полуживотные, насекомые, монстры». Другая мультимедиасерия будет посвящена плафону, написанному художником для особняка Нечаева-Мальцова в Петербурге. Ныне здание занято МВД и доступ туда закрыт, но съемку удалось осуществить.

Генрих Семирадский. «Разрушение Содома и Гоморры». 1869. Фото: Государственный Русский музей
Генрих Семирадский. «Разрушение Содома и Гоморры». 1869.
Фото: Государственный Русский музей

Однако, повторимся, проект, хоть и имеет фамилию Семирадского в заглавии, не посвящен исключительно ему. Также он рассказывает о других авторах, использующих познание античности как способ познания окружающей вселенной. «Мир Семирадского строится на дихотомии прекрасного и ужасного, — говорит куратор. — Впервые я показала этот метод на выставке „Пленники красоты“. Это были салонные произведения, ранее спрятанные от широкой публики, находившиеся в пренебрежении». Выставка 2011 года прошла в Третьяковке с большим успехом, доказав, что современному зрителю интересны и гармония поздних академистов (Генрих Семирадский, Константин Маковский и прочие), и их интеллектуальные ребусы. Новый проект становится, таким образом, логическим продолжением «Пленников красоты». Помимо Семирадского, тут будут представлены его современники, работавшие в том же жанре, в частности Федор Бронников и Василий Смирнов (любопытно, что их работы Павел Третьяков, в отличие от произведений поляка, покупал). В первую очередь, это «русские римляне» из круга Семирадского, вращавшиеся в его орбите в Италии: Степан Бакалович, Вильгельм Котарбинский, Павел и Александр Сведомские. Музей-заповедник «Павловск» предоставит произведение главного конкурента Семирадского на мировой арене — Лоуренса Альмы-Тадемы «Розы. Наслаждение любовью», купленное Николаем II. Вся эта феерия красок природы и голубых небес Средиземноморья будет разбавлена скульптурами того же времени и стиля — произведениями Пия Велионского, Николая Лаверецкого. Из более ранней эпохи в Третьяковку заглянут рельефы Федора Толстого. Античные подлинники и слепки предоставил Пушкинский музей. Помимо ваз, масок, канделябров и статуй, это будут копии артефактов, которые Семирадский знал, ценил, писал и коллекционировал. Например, античный треножник, найденный в Геркулануме, который он писал несколько раз, — москвичам он хорошо известен по копии, заказанной профессором Иваном Цветаевым.

Генрих Семирадский. «Загадка». 1896. Частное собрание, Москва. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Генрих Семирадский. «Загадка». 1896. Частное собрание, Москва.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Архитекторами выставки выступают Сергей Чобан и Александра Шейнер. Они превратили главный выставочный зал Новой Третьяковки в подобие античного амфитеатра, причем все это в терракотово-серых цветах помпейских росписей.

Связь Семирадского с нашим сегодняшним днем подчеркнут с помощью произведений художников второй половины ХХ века и наших дней. Это работы мастеров «Новой академии», в первую очередь Тимура Новикова, серия снимков Олега Маслова, посвященная Альме-Тадеме, фотопроект Тимофея Парщикова Times New Roman, «Сон императора» Ольги Тобрелутс, архитектурные фантазии Валерия Кошлякова и другой contemporary art из собрания ГТГ. К сожалению, многоканальная инсталляция AES + F «Пир Трималхиона», которая должна была вступить в диалог с «Фриной…», в последний момент была отозвана с выставки. Внутренний двор музея украсит «Большая античная голова» Аристарха Чернышева.

Каталог-резоне

Генрих Семирадский. «Рим. Деревня». Около 1899. Фото: Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Генрих Семирадский. «Рим. Деревня». Около 1899.
Фото: Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Организации выставки предшествовала долгая и трудоемкая работа по составлению каталога-резоне Генриха Семирадского. Татьяна Карпова рассказывает, что, когда после выхода ее книги о Семирадском в 2008 году, она оказалась в Польше, там даже не было искусствоведов, занимавшихся его творчеством. По ее словам, плохой шлейф ассоциаций тянулся за Семирадским и в Польше ХХ века. Помимо того, что это тоже было бывшее коммунистическое государство с «правильными» представлениями об искусстве, этому способствовала и прижизненная репутация художника. В отличие от Яна Матейко, в те же годы воспевавшего своей кистью национальную польскую тему, космополит и эрудит Семирадский выбрал наднациональный путь. Он не увлекался сарматским колоритом и злободневным историческим жанром, несмотря на упреки варшавской прессы и местной критики. На конференции в Варшаве Татьяна Карпова обсудила с польскими коллегами возможности сотрудничества в работе над каталогом-резоне. Позже был получен государственный грант, и с 2015 года началась целенаправленная научная работа, в которой участвовали ученые самых разных специализаций, в том числе антиковеды и археологи, специалисты по эпиграфике (поскольку сам художник был невероятно эрудированным человеком и страстным коллекционером древних подлинников). При составлении каталога удалось совершить много научных открытий, в том числе благодаря тому, что была исследована многочисленная графика Семирадского, хранящаяся в Польше. Свои двери для исследователей открыл и Архив Папского института церковных исследований в Риме, где оказались его итальянские бумаги.

Генрих Семирадский. «Христос у Марфы и Марии». 1886. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Генрих Семирадский. «Христос у Марфы и Марии». 1886. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей

Каталог в итоге сформирован не по хронологическому принципу, а по тематическому, так как художник долго развивал одну и ту же тему в этюдах, набросках, а также в повторениях (в некоторых случаях, возможно, с помощниками). Удалось выявить около 20–30 картин Семирадского по старинным фотографиям, в том числе снимкам интерьеров помещений, в которых они висели. Оказывается, ранее от внимания исследователей ускользал нетипичный Семирадский — портретная живопись, виды монастырей. В итоге каталог на польском и английском языках будет состоять из четырех томов. Первые два — непосредственно резоне, третий содержит статьи, а последний, с технологическими данными (в том числе рентгенограммами и снимками, предоставленными ГТГ и ГРМ), сейчас находится в печати. Предполагалось, что русскоязычная версия тоже будет создана, если появятся спонсоры.

Государственная Третьяковская галерея
«Генрих Семирадский»
28 апреля – 3 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+