18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британия переоценивает роль своих монархов в искусстве и истории

Работы из Правительственной коллекции произведений искусства (GAC) на временной выставке в галерее Уайтчепел. Фото: Tony Harris/Whitechapel Art Gallery
Работы из Правительственной коллекции произведений искусства (GAC) на временной выставке в галерее Уайтчепел.
Фото: Tony Harris/Whitechapel Art Gallery
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Сотни картин и гравюр из Правительственной коллекции Великобритании, связанных с рабством и колониализмом, ждут вердикта. Будут ли они удалены с глаз долой или зрителям позволят извлечь уроки из истории?

Правительственная коллекция произведений искусства Великобритании (GAC) переосмыслит интерпретацию сотен картин и гравюр, связанных с рабством, колониализмом и расизмом. У многих работ на сайте коллекции появилась метка «на рассмотрении», и, хотя ее вскоре убрали, «черный список» уже сформировался.

Правительство Великобритании начало систематически коллекционировать искусство в 1899 году, но некоторые вещи были куплены еще в XIX веке, в период расцвета Британской империи. Собрание GAC фактически восходит к 1946 году, когда был назначен его первый куратор. Коллекция управляется Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, сейчас в ней более 14 тыс. предметов, в основном британских художников. Эти работы используются для украшения правительственных учреждений и дипломатических миссий. GAC имеет статус музея, ее официальная миссия формулируется так: «коллекция продвигает британское искусство и играет ключевую роль в британской культурной дипломатии, воплощая мягкую силу, культуру и ценности» Великобритании.

Как поясняется на сайте, сейчас ведется работа по «интерпретации произведений искусства и пере­оценке их роли в истории». Это происходит и в крупных музеях страны — инициатива, ставшая особенно актуальной с 2020 года на фоне движения Black Lives Matter.

Портреты герцога Веллингтона и Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в резиденции посла Великобритании в Париже. Фото: Government Art Collection
Портреты герцога Веллингтона и Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в резиденции посла Великобритании в Париже.
Фото: Government Art Collection

Среди попавших в неофициальный «черный список» — 26 портретов королевы Виктории. Они висят в британских посольствах и дипломатических миссиях в Берлине, Катманду, Нью-Дели, Париже, Риме, Стамбуле, Стокгольме, Тегеране, Токио и Тунисе, а также в кабинете министров и Ланкастер-Хаусе, где располагается Министерство иностранных дел. Рабство на большей части территории Британской империи было официально отменено в 1833 году, за четыре года до вступления королевы на престол, но не полностью ликвидировано до ее коронации. В эпоху правления Виктории империя расширялась, причем, как правило, силой, и в 1876 году она стала повелительницей Индии.

Другие портреты британских монархов, оказавшиеся «под вопросом», — это изображения Елизаветы I, Карла I, Карла II, Вильгельма III, Анны, Георга I и Вильгельма IV. Возможно, репутация этих работ пострадала потому, что в сомнительной деятельности были замешаны их авторы или меценаты-заказчики. Наверное, по той же причине в опале оказались и два портрета Джорджа Вашингтона.

На работе Джорджа Бикхэма «Как разбогатеть» (около 1736) изображено несколько парусников, ниже — стихотворение, воспевающее британских купцов, где есть строчка: «Новые земли создавать, новые Индии исследовать». Этот пейзаж был куплен в 1978 году. Вызывают вопросы и две гравюры Уильяма Николсона (1899). На них изображены Редьярд Киплинг, автор стихотворения «Бремя белого человека», и Сесил Родс, энергично продвигавший имперское правление на юге Африки. В список включены также три цейлонских пейзажа Эдварда Лира (1870–1880-е). The Art Newspaper отметила, что канцлер казначейства Риши Сунак выбрал для дома № 11 по Даунинг-стрит портрет моряка Королевского военно-морского добровольческого резерва Сесила Артура Тука (1918) кисти Артура Кампфа, художника, который впоследствии стал фаворитом Гитлера.

Артур Кампф. «Портрет Сесила Артура Тука». 1918. Фото: Government Art Collection
Артур Кампф. «Портрет Сесила Артура Тука». 1918.
Фото: Government Art Collection

В данный момент GAC ожидает указаний по «спорному наследию» от властей. В мае прошлого года тогдашний государственный секретарь по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту Оливер Дауден учредил консультативный совет по наследию. Он подчеркнул необходимость «сохранять и объяснять» такие работы. Предметы искусства надо не снимать с экспозиции, а сохранять, с соответствующими пояснениями.

Вероятно, в ближайшее время GAC не собирается избавляться от произведений, которые сейчас украшают посольства. Но эти картины часто меняют и перевозят с места на место — интересно, будут ли спорные работы постепенно развозить по запасникам, заменяя их другими, идеологически правильными. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+