18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из кого же, из кого же сделана наша эпоха: художественная панорама в лицах

Гоша Острецов с героем своей инсталляции «Жизнь художника, или Муки творчества». 2009. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Гоша Острецов с героем своей инсталляции «Жизнь художника, или Муки творчества». 2009.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Очерки о полусотне художников призваны обозначить все самое важное в российском искусстве ближайшего прошлого. Сборник озаглавлен «Неокончательная история», что подразумевает открытость списка и отсутствие притязаний на научную фундаментальность

Со своим проектом написания истории современного российского искусства Андрей Ковалев носился много лет, если не десятилетий. Академический искусствовед, кандидат наук, в бурные 1990-е ставший одним из самых популярных газетных художественных критиков, а потом вернувшийся на профессорскую стезю исследований и преподавания, автор фундаментальной монографии «Российский акционизм» и еще многих книг, где собраны его статьи о художниках, мечтал о связной хрестоматии наподобие грабаревской «Истории русского искусства». Были и заявки на гранты, и долгие стимулирующие беседы с коллегами о том, что пора бы всем сплотиться и наконец выдать на-гора ту самую лелеемую историю, — но мечта никак не осуществлялась.

И вот появилась книга со словом «история» в заголовке, написанная коллективом авторов под предводительством Андрея Ковалева. Несмотря на кокетливый эпитет «неокончательная», это хороший маркетинговый ход: жаждущий системы студент или слушатель образовательных курсов явно набросится на такое издание, ожидая, что наконец-то тут все разложат по полочкам, обрисуют и проанализируют основные течения, выделят главные фигуры, проведут параллели с мировым худпроцессом, — ну, то есть ожидая именно «истории», в ее традиционном понимании. Но нет, в этой книге такой истории нет, а есть «искусство в лицах» — 50 коротких статей с иллюстрациями о конкретных героях трех десятилетий, с начала 1980-х до 2010-х. В предисловии составитель сборника и автор 18 статей Андрей Ковалев поясняет, что «эпоха стилей закончилась», а российские художники «способны, как перчатки, менять не только свои творческие концепции, но и взгляды на мироздание», и поэтому старомодный жанр «портретов», восходящий еще к жизнеописаниям Джорджо Вазари, показался авторам наиболее уместным для описания живого процесса.

«Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах» / Под ред. А. Ковалева. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 380 с.
«Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах» / Под ред. А. Ковалева. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 380 с.

Выбор 50 художников, «которых вы должны знать» (именно к этой модели списков и справочников апеллирует книга), выглядит весьма убедительно. Да, именно об этих бунтарях и радикалах, интеллектуалах и изобретателях, будораживших общественное мнение и менявших представления постсоветской публики о том, что такое искусство, и писала все эти годы наша критика. Тут есть и концептуалисты (Юрий Альберт, Павел Пепперштейн), хорошо представлена линия акционизма (от Олега Кулика до Pussy Riot), есть видеоартисты (AES + F, Евгений Гранильщиков, «Провмыза») и живописцы (Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Валерий Кошляков, Керим Рагимов), мастера инсталляций и «найденных объектов», архаисты и космисты. Примерно десятая часть списка — женщины (например, Ирина Корина, Таус Махачева, Айдан Салахова), что вполне отражает половую пропорцию, сложившуюся в нашем искусстве, без политкорректных натяжек. Такую же десятую часть составляют художники не из Москвы, а из других городов: Воронеж, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург. Впрочем, географический критерий сегодня явно устарел: во многих биографиях мы видим сложные траектории, такие как Петербург — Берлин или Краснодар — Париж.

Расположены тексты не по алфавитному порядку фамилий, не по возрасту художников, не по принадлежности к какому-либо направлению, а по довольно причудливой хронологии «появления на сцене», что затрудняет поиск нужного имени. Например, группа «Провмыза», образованная в 1998 году и представлявшая Россию на Венецианской биеннале в 2005-м, стоит после Группировки ЗИП, основанной в 2009-м, что хочется объяснить простой небрежностью составителей. Досадной оплошностью выглядит, например, и то, что в преамбуле подчеркнута важная роль первых галерей — но ни одна не названа. Портят впечатление и опечатки, которые пробрались даже в некоторые заголовки, — это, впрочем, легко исправить в следующем издании, а кажется, что оно непременно последует.

Аня Желудь. «Кота задовила машина». 2017. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Аня Желудь. «Кота задовила машина». 2017.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Потому что, хотя это и не классическая история, но, пожалуй, самое репрезентативное собрание очерков о ключевых персонажах российской арт-сцены под одной обложкой. (Да, выходили книги об отдельных героях, и даже делались попытки серий, но вот такой полусотни ни у кого не набиралось.) Кроме того, в заслугу авторам можно поставить живой и легкий стиль, а то, что иногда он сбивается в какую-то чрезмерную игривость или не всегда объяснимую иронию, — так это наследие бурных 1990-х, когда критики чувствовали себя наравне с художниками и создавали свои текстовые арт-объекты, и именно такого раскованного письма продолжает придерживаться верховный автор сборника Андрей Ковалев. Его компаньонки, известные критики Ирина Кулик, Анна Матвеева, Александра Рудык, Елена Федотова, тоже знают толк в искусстве слова, и эссе Ирины Кулик о Германе Виноградове (Бикапо) или текст Анны Матвеевой о чете Флоренских можно признать поистине образцовыми. (Приятно отметить, что в книге в качестве авторов поучаствовали Ольга Данилкина и Алена Лапина, когда-то сотрудничавшие с The Art Newspaper Russia.)

От хлестких журналистских заголовков тут и определения-девизы, данные каждому из художников: «главный фрик российского искусства», «русский Энди Уорхол», «виртуозный заклинатель мира вещей», «беспринципные конформисты и самопровозглашенные халтурщики». Остается надеяться, что у читателей и героев книги хватит чувства юмора, чтобы оценить по достоинству эти неокончательные диагнозы критиков. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+