18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Есть ли шанс найти подлинную работу Куинджи на арт-рынке?

Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) после реставрации. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) после реставрации.
Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина

На основании каких исследований эксперты устанавливают авторство работы, как им в этом может помочь грамотная реставрация, что нужно знать о творческом наследии Архипа Куинджи и какие надписи искать на обороте его картин

Архип Куинджи — художник на рынке редкий и потому дорогой; коллекционеры весьма неохотно расстаются с его произведениями. Если вспомнить публичные продажи его работ, то самой дорогой окажется знаковая для творчества мастера «Березовая роща», проданная на Sotheby’s в 2008-м за $3 млн, а другие его картины среднего размера уходили за сотни тысяч долларов. В случае же работ музейного уровня речь может идти о сумме в $1–2 млн. Другой вопрос, что шанс встретить в частной коллекции подлинное произведение Куинджи, тем более по качеству сопоставимое с эталонными работами из музеев, ничтожно мал. Но все-таки прецеденты были, и тут решающую роль играет наличие экспертного заключения, которое свидетельствует о проведении комплексного искусствоведческого и технико-технологического исследований, на основании которых можно атрибутировать работу.

Недавно в Центре художественной экспертизы имени И.Е.Репина проводились исследование и реставрация картины из частного собрания «Морской берег в лунную ночь. Крым», приписываемой Архипу Куинджи. Экспертиза включала стилистический, технико-технологический и источниковедческий анализ, на основании которых удалось подтвердить авторство мастера. По стилистике, манере и уровню исполнения работа полностью соответствует подлинным произведениям живописца из крымского цикла (в 1886 году художник приобрел землю в Ялтинском уезде, а позже построил дачу, куда каждое лето приезжал вместе с учениками). В пользу подлинности картины свидетельствовали также анализ пигментов, исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, проведенный рентген работы. Кроме того, на обороте холста имеется удостоверяющая надпись художника Ивана Дженеева, одного из членов-учредителей Общества Куинджи, организованного в 1909 году в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства самого мастера.

Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) до реставрации. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) до реставрации.
Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина

Однако не было найдено номера работы, хотя его наличие на оборотах подлинных картин Куинджи признано чрезвычайно важным фактором при атрибуции произведений. После смерти мастера в 1910 году его ученики, члены общества, вместе с вдовой художника систематизировали около 500 произведений, завещанных им обществу. Был составлен подробный список, а сами картины — пронумерованы в соответствии с описью.

Впрочем, когда реставраторы отделили картон, на котором написана композиция, от дублировочного холста, с помощью которого картину укрепили в начале ХХ века, было обнаружено, что в качестве основы художник использовал фрагмент олеографии своей знаменитой «Ночи на Днепре» 1880 года. Она была настолько популярна, что Куинджи сам принял решение о ее массовом тиражировании в технике масляной олеографии, но неудачные, по его мнению, экземпляры вторично использовал как основу для новых картин. После того как дублировочный холст был удален, на обороте картона удалось различить и удостоверяющие подписи четырех художников — членов-учредителей общества, и порядковый номер 71, соответствующий описи. Под этим номером в списке значится пейзаж «Море. Серый день. Крым» 1898–1908 годов. Так совместные усилия экспертов и реставраторов позволили окончательно убедиться в верности атрибуции картины Архипу Куинджи.  

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+