18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Петропавловской крепости разбирают механику русского авангарда

Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. Иллюстрация к книге «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1933. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. Иллюстрация к книге «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1933.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Государственный музей истории Санкт-Петербурга представляет проект «Русский авангард: механика, конструкция, быт». Среди экспонатов — архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, фарфор, дизайн, а также живопись и графика

Государственный музей истории Санкт-Петербурга объединил на выставке «Русский авангард: механика, конструкция, быт» экспонаты из 14 российских музеев, в том числе Эрмитажа, Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, Третьяковской галереи, а также институтов, архивов и частных коллекций.

Среди экспонатов — архитектурные проекты, эскизы и фотографии театральных декораций и костюмов, живопись, графика, образцы текстиля, фарфор, предметы быта. Все эти произведения авангарда так или иначе связаны с темой модернизации и механизации производства, современной техникой и влиянием этих тенденций на повседневную жизнь.

Александр Родченко. Рекламный плакат для Акционерного общества «Добролёт». 1923. Фото: Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
Александр Родченко. Рекламный плакат для Акционерного общества «Добролёт». 1923.
Фото: Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

За живописное наследие художников‑авангардистов отвечают работы Александра Родченко и его жены Варвары Степановой. Впрочем, наряду с их живописью и графикой можно увидеть результаты экспериментов с объемными формами, фотографии, обложки журналов «ЛЕФ» (Левый фронт искусств) и «Новый ЛЕФ».

Плакатное искусство эпохи представлено московскими и петроградскими «Окнами РОСТА» периода нэпа, созданными Родченко, Степановой, Антоном Лавинским, фотомонтажами Дмитрия Буланова, Густава Клуциса, Валентина Кулагина, Сергея Сенькина.

Целый раздел посвящен архитектурным проектам 1920–1930-х годов известных архитекторов Владимира Гальперина, Сергея Некрасова, Александра Никольского, Андрея Олема. Их дополняют эскизы убранства городов к революционным праздникам, выполненные Натаном Альтманом, Борисом Кустодиевым, Иосифом Лангбардом, Владимиром Лебедевым, Кузьмой Петровым-Водкиным, Владимиром Щуко.

Михаил Пещеров по эскизу Сергея Чехонина. Тарелка «Кубистическая с молотом». 1919. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Михаил Пещеров по эскизу Сергея Чехонина. Тарелка «Кубистическая с молотом». 1919.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Агитация распространялась и на предметы быта. На выставке можно увидеть агитационный текстиль, эскизы рабочих костюмов (знаменитая проз­одежда), экспериментальные модели одежды для «нового человека» и эскизы костюмов для театральных постановок, разработанные Любовью Поповой, Александром Родченко, Варварой Степановой, Александрой Экстер, эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем» Казимира Малевича и Эль Лисицкого и к фильму «Аэлита», эскизы костюмов, декораций и фотографии сцен спектаклей родоначальника «биомеханики» Всеволода Мейерхольда.  

Государственный музей истории Санкт-Петербурга
«Русский авангард: механика, конструкция, быт»
До 30 мая

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+