18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эфи Сапуна-Сакеллараки: «К археологическому открытию приводит „неосознанное знание“»

№96
Материал из газеты

Зиму она проводит в Афинах за исследованиями, а лето — на острове Крит, на раскопках в Зоминтосе. Президент греческого Фонда Психаса рассказывает о значении этого поселения для минойской цивилизации и всего Восточного Средиземноморья

Арханес, Фурни, Идейская пещера, Зоминтос… Выдающаяся исследовательница, разделившая славу великих открытий с мужем, знаменитым ученым Яннисом Сакелларакисом (1936–2010), с прежней страстью ведет раскопки минойского дворца на горе Псилоритис.

ДОСЬЕ
Эфи Сапуна-Сакеллараки
Археолог, президент Фонда Психаса

Родилась в городе Пирей в Греции.
Окончила факультет философии Афинского университета, там же училась в аспирантуре. Продолжила образование в Лондоне и Гейдельберге, занималась исследованиями в Германском археологическом институте.
Впоследствии работала куратором в нескольких музеях на родине. На протяжении многих лет руководила археологическим направлением в Американской школе классических наук в Афинах. Принимала участие в раскопках на Акрополе, в Олимпии, на островах Корфу, Крит, Эвбея. Вместе с профессором Яннисом Сакелларакисом руководила раскопками в Арханесе. С 1983 года принимает участие в раскопках дворца Зоминтос на Крите.
Занимала различные посты в структуре Министерства культуры Греции. Автор более полутора сотен книг и научных статей, посвященных минойской, микенской и кикладской культурам.

Еще…

На что опирался Яннис Сакелларакис, только начиная исследование Зоминтоса?

Он опирался на гипотезу о том, что Зоминтос использовался как промежуточная остановка между Кноссом, минойской столицей, и Идейской пещерой, важным святилищем (обнаруженные в пещере предметы из золота и слоновой кости доказывают ее значимость). Выстроенный в горах дворец Зоминтос с самого начала раскопок поразил Янниса Сакелларакиса архитектурным величием, и это впечатление постоянно подкреплялось в ходе дальнейших исследований. Также он опирался на описание маршрута путешествия Платона из Кносса в Идейскую пещеру. Сакелларакис был убежден, что тот проезжал через место, которое можно отождествить с Зоминтосом.

Само название «Зоминтос» с догреческим окончанием «-нтос» служило аргументом в пользу этой версии. Сакелларакис инстинктивно основывался на ландшафтных исследованиях и верил, что к археологическому открытию приводит «неосознанное знание».

Дворец Зоминтос имел политическое, экономическое и религиозное значение по причине соседства с Идейской пещерой, крупным религиозным центром, распространившим влияние на Восточное Средиземноморье, Ближний Восток и Египет, как вы всегда говорите. А есть ли какие-то конкретные данные об этом?

Очевидно, что доступ к Идейской пещере в зимние месяцы невозможен. Зоминтос — последняя доступная точка. Значит, он представлял собой некий центр, который, вероятно, заменял Идейскую пещеру в зимнее время, поскольку паломники имели возможность добраться лишь до этого пункта. Неслучайно на протяжении долгого времени здесь было поселение, даже после минойского периода. При раскопках были найдены монеты эпохи римских императоров Адриана и Марка Аврелия. Нам известно, что в римскую эпоху Идейская пещера оставалась международным религиозным центром, а Зоминтос и тогда был еще обитаемым.

ПАМЯТНИК

Зоминтос, древний дворец около Идейской пещеры

Научные исследования дворцов в Кноссе, Фесте и Малии, являвшихся средоточием материальной культуры древней минойской цивилизации, начались больше столетия назад, на рубеже XIX–XX веков. Благодаря раскопкам многое стало известно и о самих этих памятниках, и о минойской цивилизации в целом, вернее, о ее равнинной культуре. Горная же ее часть долгое время оставалась почти не изученной. В 1982 году на плато Зоминтос, расположенном на отметке 1187 м над уровнем моря, археолог Яннис Сакелларакис обнаружил следы древних построек — как оказалось впоследствии, большого дворца. Археолог вместе с коллегой и женой Эфи Сапуна­-Сакеллараки вел здесь раскопки с лета 1983 года по 1990 год. Работы возобновились в 2004 году и продолжаются до сих пор. Хотя они далеки от завершения, Зоминтос уже включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще…

На богатствах гор вокруг Псилоритиса во многом базировалась экономика Кносса. В частности, связь острова с Египтом подтверждается египетскими источниками — датированными примерно 1900 годом до н.э. жреческими папирусами, где упоминаются лечебные и косметические травы, использовавшиеся при мумификации и доставляемые критянами (кефтиу). В официальных документах фараона Тутмоса (рубеж XVI–XV веков до н.э.) упоминается, что кефтиу привозили древесину на Восток и в Египет. Местом заготовки этой древесины был, очевидно, Псилоритис. Овечья шерсть, которая обрабатывалась и экспортировалась Кноссом, также происходила со склонов Псилоритиса.

Согласно Гомеру, царь Минос каждые девять лет поднимался к святилищу в Идейской пещере, чтобы получить от Зевса законы, по которым следует править. Вместе с ним поднимались и паломники. Кажется, этот миф рассказывает нам не только об Идейской пещере, но и о Зоминтосе?

Миф о Миносе и Идейской пещере связан с тем фактом, что святилище подпадало под юрисдикцию и контроль Кносса. Это подтверждается наличием трона из слоновой кости внутри пещеры, надписями и драгоценными предметами преимущественно кносского происхождения. А присутствие иноземных предметов указывает на то, что святилище посещали важные паломники.

Идейская пещера и в период поздней Античности оставалась оракулом и вместе с тем служила философской школой неоплатоников. В числе знаменитых паломников, помимо Платона, были также Пифагор, Герод Аттик, другие ученые и мудрецы. Еврипид в «Критянах» говорит о «жрецах идейских Зевса». Знаковой фигурой для Идейской пещеры был мудрец-прорицатель Эпименид Критский. Наличие оракула также подтверждается обнаруженными там свернутыми пластинами, магическими узлами, которые использовались для благопожеланий или проклятий. В Зоминтосе была найдена такая золотая пластина с изображением корабля.

Каким мог быть один день из жизни обычного человека в то время?

В Зоминтосе была чрезвычайно развитая научно-техническая база, здесь обнаружены мастерские по изготовлению керамики, обработке горного хрусталя и меди, приготовлению ароматических трав. Множество медных предметов (двойные топорики, медные идолы, украшения и печати) доказывает, что, помимо привозных товаров, во дворце имелось и собственное производство. Следовательно, мы можем представить себе, что один день из жизни жителя Зоминтоса мог быть связан или с работой в мастерских, или со сбором плодов, или с разведением животных.

«Нет, я не сдамся!» — сказали вы, когда была раскрыта попытка незаконной продажи древностей из Зоминтоса. Проводя раскопки на греческой земле в течение десятилетий, вы сталкивались с этими людьми лицом к лицу. Как бороться с этим явлением?

С незаконной торговлей древностями мы напрямую столкнулись в Арханесе, где пышно процветало дело одного известного торговца древностями, Николаса Кутулакиса, который владел галереей в Париже. Бороться с этим можно с помощью законных методов, а также через установление контактов с местным населением в попытке сделать его нашим союзником в этой борьбе.

Информационный центр Зоминтоса, а также Идейская пещера работают в этом году? Что нужно сделать, чтобы привлечь сюда широкий круг посетителей?

В информационном центре Зоминтоса нет постоянного смотрителя, там работает сезонный смотритель, которого назначает муниципалитет Аногия. В Идейской пещере в этом году также сезонные смотрители, но там следует принять меры по защите посетителей, в частности обезопасить своды пещеры с помощью сетки и заменить деревянный настил, по которому ходят туристы. Необходимо ввести входные билеты, которых сейчас нет, что оставляет многих посетителей в недоумении, а для государства означает упущенную выгоду.

Зоминтос пока закрыт для посещения, поскольку находится на стадии благоустройства. Оно осуществляется на основании проведенных исследований и финансируется через государственную программу в сотрудничестве с Археологическим надзором региона Ретимно.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+