18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как российские архитекторы побеждают иностранцев в культурных проектах

№96
Материал из газеты

Недавняя история с филиалом Эрмитажа в Москве, когда утвержденный проект Хани Рашида был отвергнут в пользу проекта Сергея Чобана, не единична. Мы вспомнили о том, какие еще иностранные звезды неудачно пытались построить музеи в России

Здание филиала Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода им. И.А.Лихачева (ЗИЛ) построят по проекту российского бюро Speech. Первоначальный проект, разработанный американским архитектором Хани Рашидом, отменен — сообщили в Москомархитектуре.

О том, что в столице появится представительство Эрмитажа, стало известно в 2015 году. Тогда председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев заявил, что строительство начнется через два года на территории ЗИЛа, реорганизацией которой занимается девелоперская компания ЛСР. Право разработать проект здания получил сооснователь нью-йоркского бюро Asymptote Хани Рашид. Он предложил возвести на пересечении бульвара Братьев Весниных и улицы Родченко пятиэтажный объем футуристической формы, отсылающий к архитектуре советского конструктивизма. Так, структура фасада в проекте Рашида переосмысливала супрематические трехмерные фигуры («проуны») Эль Лисицкого. На площади свыше 13 тыс. кв. м предполагалось разместить выставочные залы для искусства XIX–XXI веков, галерею скульптуры, библиотеку, депозитарий, исследовательский центр, кафе.

Сроки открытия музея неоднократно сдвигались, при этом строительные работы не начались до сих пор. В августе текущего года Мосгорэкспертиза согласовала проектную документацию на строительство филиала Эрмитажа, однако имя Рашида там уже не упоминается. В конце сентября в Москомархитектуры утвердили обновленный проект здания, его автором стал руководитель российского бюро Speech Сергей Чобан.

Предложенный им проект мало напоминает футуристическую конструкцию Рашида, при этом технические параметры остались практически неизменными. Площадь здания составит 12 тыс. кв. м, на этом пространстве разместятся залы для подготовки экспонатов к выставкам, фотолаборатории, зоны для хранения произведений искусства и помещения службы эксплуатации. На первом этаже оборудуют демонстрационный зал, холл со стойкой информации, магазин сувениров и книг, здесь же будут интерактивная зона, конференц-зал, ресторан, а также служебные и бытовые комнаты. Этажи со второго по пятый займут выставочные залы. Само здание-куб, выполненное из стекла, получит металлический фасад в форме крупной асимметричной сетки.

Московский филиал Эрмитажа далеко не единственный пример неудач зарубежных архитекторов в России. Так, еще в середине 2000-х власти Москвы рассматривали проект сноса Центрального дома художника на Крымском Валу и строительства на его месте 15-этажного многофункционального комплекса «Апельсин» (название дала необычная форма сооружения в виде разрезанного цитруса) по проекту британского бюро Foster + Partners Нормана Фостера. В здании площадью 80 тыс. кв. м планировалось разместить музей, офисы, апартаменты, магазины, рестораны и прочую инфраструктуру. В 2008 году проект утвердил мэр Москвы Юрий Лужков, финансировать строительство должна была компания «Интеко» жены градоначальника Елены Батуриной. Однако проект вызвал волну протестов со стороны москвичей и архитекторов, и его отклонили.

В 2009 году Норман Фостер предпринял вторую попытку реализовать проект в Москве. В консорциуме с «Моспроектом-5» он выиграл конкурс на реконструкцию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, для которого ранее разработал концепцию музейного городка (ее представили на XI Архитектурной биеннале в Венеции в сентябре 2008-го). Однако в 2013 году Foster + Partners вышло из проекта, объяснив свое решение тем, что музей в течение трех лет не привлекал бюро к работе. В результате проект расширения ГМИИ разработало московское бюро «Меганом».

Похожая судьба и у нового здания Государственного центра современного искусства, которое планировалось построить на месте бывшего Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе на Ходынском поле в Москве. Архитектурную концепцию проекта разработало ирландское бюро Heneghan Peng Architects, победившее в международном конкурсе в 2013 году. Предложенный им проект предполагал строительство 17-этажного комплекса общей площадью 46,5 тыс. кв. м. Позднее столичные власти приняли решение переместить музей на соседний участок на Хорошевском шоссе, а также скорректировать проект самого здания. Первый камень в основание нового ГЦСИ в ноябре 2014 года заложили мэр Сергей Собянин и министр культуры Владимир Мединский. В 2018 году Москва отказалась от строительства нового здания музея из-за нехватки средств на реализацию: бюджет проекта превысил 16 млрд руб. Участок под строительство включили в состав парка «Ходынское поле».

Еще один московский пример — «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“ им. Льва Яшина», который изначально должен был проектировать голландский архитектор Эрик ван Эгерат совместно с «Моспроектом-2». Однако после того, как девелопер стадиона решил привлечь к работе еще двух соавторов, ван Эгерат вышел из проекта. В результате его доработку поручили американцу Дэвиду Манике.

Другой «жертвой» российских градостроительных скандалов стал британец Дэвид Чипперфилд. В 2010 году его бюро David Chipperfield Architects одержало победу в международном конкурсе на реконструкцию Пермского театра оперы и балета. Новый корпус, примыкающий к основному зданию, должен был вместить в себя репетиционные залы и фойе. Проект готовился к реализации, но в 2015 году был остановлен из-за опасений, что строительство может привести к появлению трещин в историческом здании. В 2019 году был проведен повторный конкурс на проектирование новой сцены театра в другой части города. Победил проект американской студии wHY Architecture, который сейчас реализуется.

Провальные попытки привлечь западных архитекторов в Россию объясняются не только одиозностью проектов и колоссальными бюджетами строительства, непосильными для девелоперов. Одна из главных причин — в разнице подходов к проектированию, которая делает смелые концепции приглашенных звезд фактически нереализуемыми в российских условиях. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+