18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Посвященная Таиру Салахову видеоинсталляция «Бесконечность» открылась в Москве

Проект внука художника, Кайхана Салахова, в память о знаменитом деде, включивший 400 картин, 500 эскизов и фото из семейного архива, занял два этажа Фонда культуры «Екатерина»

Нетрудно догадаться, что герой инсталляции «Таир Салахов. Бесконечность» Таир Теймурович (1928–2021) и автор работы Кайхан (р. 1993) приходятся друг другу дедушкой и внуком. Наверное, Кайхану Салахову непросто начинать самостоятельную творческую жизнь, имея в родственниках уже записанного в классики деда и не менее выдающуюся мать — художницу Айдан Салахову. Но пока молодой человек идет своим путем, который, на взгляд обывателя, выглядит довольно экзотично (а, скорее всего, перед нами еще одно проявление мировой глобализации): родился в Нью-Йорке, вырос в Москве, учился в МАРХИ и на скульптурном отделении Каррарской академии изящных искусств в Италии, в 16 лет провел несколько месяцев послушником в буддийском монастыре в далеком Сингапуре, о чем в 2014-м рассказал в научно-фантастическом романе «Новая жизнь». В творческих исканиях пытается наладить связи с космосом: его работы напоминают зашифрованные послания из межгалактических пространств. Официальный пресс-релиз называет Кайхана «основоположником космокибернетического направления в искусстве» и создателем собственного алфавита — «космокибернетических иероглифов». Да и слово «кайхан» в переводе с персидского означает «космос».

Очевидно, имея такие исходные данные, как у молодого художника, надо не противиться обстоятельствам, а работать с семейной историей, что, собственно, он и сделал.

Видеоинсталляция рассказывает о жизни Таира Теймуровича и включает в себя оцифрованные документы: 400 живописных работ, 500 эскизов, 600 фотографий из семейного архива, а также избранные цитаты и отрывки из интервью, озвученные нейросетью. Весь этот гигантский материал преобразован компьютерными программами и превращен в некий исходный код — записанное с помощью знаков и цифр послание, то ли адресованное братьям по разуму во Вселенной, то ли принятое землянами из космоса. Более 20 видеопроекций создают тотальное пространство движущихся образов, роботизированных звуков и зашифрованных текстов. В такой трактовке сам Таир Салахов и его работы превращаются в космический миф, в некое явление, имеющее внеземную природу. В гигантской видеоинсталляции (а выставка занимает два этажа фонда «Екатерина», с десяток погруженных в темноту залов) больше, конечно, Кайхана, чем Таира Теймуровича. И если задача была сохранить связь времен, соединить поколения, рассказать о канонической советской живописи 1960-х годов в стилистике компьютерного поколения, то автор с ней вполне справился. За такую работу совсем не стыдно перед именитыми родственниками.

Параллельно программе, развернутой в фонде «Екатерина», собственное посвящение Таиру Салахову делает Третьяковская галерея: она расширяет присутствие картин художника в постоянной экспозиции.

Фонд культуры «Екатерина»
«Таир Салахов. Бесконечность»
10–30 ноября

Материалы по теме:
Умер Таир Салахов
Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+