18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Георг Базелиц последнего двадцатилетия

Первая персональная выставка Георга Базелица в России открылась в Русском музее. Экспозиция «Как это начиналось» имеет подзаголовок «Живопись и графика последнего двадцатилетия» и собрана венским музеем Альбертина, в чьем собрании насчитывается около 120 живописных и графических работ художника, в том числе в составе частных коллекций, которые на постоянной основе демонстрируются в музее.

«Как это начиналось» — так называется и большая картина в последнем зале выставки, двойной портрет художника и его жены Эльке, выполненный в давно привычной всем манере: размашистая живопись, две перевернутые с ног на голову условные фигуры. Как и многие другие произведения на выставке, эта работа имеет двойную датировку: 1958, 2009. В творчестве Базелица она относится к ремиксам — именно этим словом сам художник обозначает творческую переработку, реплики своих известных работ, которые он стал делать в 2005–2006 годах.

Русскомузейная экспозиция в общем повторяет выставку Базелица в Альбертине в конце 2013 — начале 2014 года, так и названную «Ремикс». Полтора года назад серия акварелей и одна живописная работа Базелица были показаны в Эрмитаже на привозной выставке немецкого искусства экспрессионизма и неоэкспрессионизма «Против света» в Главном штабе. Важную роль в том, что именно Русский музей принимает эту выставку, сыграл филиал Музея Людвига, расположенный в Мраморном дворце, который обладает одной из работ Базелица классического периода — диптихом «Бутылка и орел» 1977 года (выставлен на недавно обновленной экспозиции). К сожалению, из-за травмы ноги Базелиц не смог приехать в Петербург на вернисаж выставки.

Одним из самых интересных для отечественного зрителя станет цикл версий известных полотен советских художников, который Базелиц создает на рубеже нулевых. Переписанные им в собственном стиле хрестоматийные русские композиции составили целую выставку «Русские картины», открытую в Гамбурге в конце 2007 года. Среди них есть и «На старом уральском заводе» — картина Бориса Иогансона, изысканно-монохромная вещь с необычными для советской живописи тициановскими аллюзиями, превращается у Базелица в веселый и красочный психоделический винегрет. В залах Мраморного дворца представлены две картины и несколько крупноформатных графических работ акварелью и тушью по бумаге, которые повторяют сюжеты и композиции живописных произведений этого цикла. Со всеми этими Бродским, Герасимовым, Иогансоном и другими советскими художниками Базелица объединяет любовь к красному цвету: его известная работа 1965 года «С красным флагом» вполне может стать параллелью к «Поднимающему знамя» Гелия Коржева. В контексте выставки в Русском музее Россия выступает родиной не только авангарда, но и социалистического реализма.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+