18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Пейзажи великих битв

Фотограф Михаил Розанов еще в 1990-е годы был загипнотизирован петербургским гуру Тимуром Новиковым и с тех пор так и остается преданным поклонником культа Красоты в его неоакадемическом изводе. От Новикова Розанов унаследовал редкое умение миксовать авангард и тоталитаризм — прямо как в каком-нибудь духоподъемном рейве, — совершенно естественно соединяя ракурс Родченко и имперское величие. Причем хладный идеал у него получается не только из величественных декораций ВДНХ, пейзажей Арктики или муссолиниевской архитектуры — даже московские небоскребы на его снимках выглядят как пришельцы с Марса.

Новый проект Розанова выбивается из ряда его предыдущих серий — хотя бы потому, что архитектуры в нем вовсе не будет. Можно сказать, что это первый проект художника, максимально далекий от фиксации на Прекрасном. Хотя тема сама по себе — Мужество — чрезвычайно возвышенная.

Мужество — это серия пейзажей, снятых в местах самых жестоких боев Великой Отечественной войны. Розанов объездил половину бывшего СССР, чтобы увидеть тихие теперь уже поля битв с выжженной землей и до сих пор не зарытыми окопами. «По-настоящему страшно», — напишет он у себя в блоге. Но и страшно красиво. Эпично. Кажется, что величественные панорамы разворачиваются до бесконечности. Здесь слепящее курское солнце, грозовое небо над Смоленском, бескрайний горизонт Бобруйска, волгоградские облака, как на картинах Эль Греко, ростовские степи и лиманы, крымские весенние сопки и тульские березы, снятые с головокружительной перспективы, как в фильме Михаила Калатозова Летят журавли. В сущности, совершенно не важно, что не совпадают даты съемок и реальных боев. Здесь, возможно впервые, Розанову удалось выйти за пределы собственной манеры, а красота и величие существуют вне каких-либо концепций. Абсолютное безвременье — словом, чистый космос.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+