18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Непал готовится реконструировать наследие, разрушенное землетрясением

№35
Материал из газеты

Премьер-министр просит $2 млрд после того, как памятники превратились в руины

Премьер-министр Непала Сушил Коирала обратился к гуманитарным организациям и мировому сообществу с просьбой о $2 млрд на восстановление памятников после двух крупных землетрясений, поразивших маленькое гималайское государство 25 апреля и 12 мая. На момент выхода в печать этого номера число погибших достигло 8583 человек — это самая масштабная катастрофа из когда-либо фиксировавшихся в стране. Помимо чудовищных человеческих потерь, по предварительным оценкам, пострадало 68 объектов исторического и культурного наследия. Только в одной долине Катманду находится семь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и все они получили сильные повреждения, как сообщил немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle глава отделения ЮНЕСКО в Катманду Кристиан Манхарт.

Согласно предварительному отчету ЮНЕСКО,  три объекта всемирного наследия — площадь Дурбар в Катманду, города Патан и Бхактапур — «разрушены практически полностью». Роскошные кварталы, состоявшие из дворцов, храмов и внутренних дворов, служили религиозными и административными центрами трех королевств, объединившихся в одно в середине XVIII века. Здания из кирпича, дерева и камня были построены между XII и XVIII веками. По словам Брайони Уитмарш, старшего преподавателя Школы архитектуры в Университете Портсмута и докто­ранта Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, они представляют вершину искусства и мастерства этого периода. Возведенная в 1830-е башня Дхарахара, девятиэтажная постройка, знаменитая своим видом на долину Катманду, обрушилась, убив и заблокировав в руинах сотни людей. Эта популярная туристическая достопримечательность уже была восстановлена после предыдущего крупного землетрясения в 1934 году. Был поврежден один из древнейших индуистских храмов Непала Чангу Нараян, относящийся к III веку. Также пострадал 150-летний храмовый комплекс Сваямбунатх, известный как Храм обезьян из-за того, что на его территории обитают священные обезьяны. Несмотря на то что знаменитая золотая центральная ступа (святыня) с глазами Будды осталась стоять, другие храмовые постройки и ступы были повреждены.

Главной проблемой стало мародерство, и сейчас ЮНЕСКО и Траст сохранения долины Катманду в сотрудничестве с местными властями работают над переписью и обеспечением сохранности извлеченных из-под обломков объектов. «Может показаться неуместным беспокойство о разрушении исторических памятников, когда погибли тысячи людей, но в случае Непала это невероятно важная часть утраты, — говорит Уитмарш. — Дворцовые и храмовые комплексы — основа идентичности этой страны».

«Люди встречаются на этих исторических площадях, чтобы посидеть на ступенях храмов и поговорить; они молятся», — поясняет она. «Они стали основой города», — считает Самрат Упадхьяи, профессор гуманитарных наук из блумингтонского Университета Индианы, уроженец Непала.

Связь непальцев с их архитектурным наследием, представляющим собой смешение буддистских и индуистских влияний, чрезвычайно крепка. Здания непрерывно используются, строятся и перестраиваются, в результате чего, по выражению Уитмарш, сложился «палимпсест из неоднородных слоев». Важность этих объектов обусловлена не только их древностью, но и «непрерывностью культуры, которую они представляют», подчеркивает Лиза Акерман, исполнительный вице-президент Всемирного фонда памятников.

«К несчастью, землетрясения такой мощности не избирательны», — сетует Акерман. Хотя в СМИ широко освещались разрушения исторических и религиозных построек, повреждены были все постройки в стране, в том числе предприятия и жилые дома. Кумулятивный эффект разрушений означает, что ни один отдельный тип строений не может быть выделен для ремонта.

Реконструкция приоритетна для премьер-министра: Непал сильно зависит от туризма, в 2014 году этот сектор составил 8,9% его ВВП. Для непальцев восстановить наследие — дело чести. 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+