18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Он заставил скульптуру вертеться. Первая в России ретроспектива Александра Колдера

№34
Материал из газеты

В ГМИИ им. А.С.Пушкина представят все периоды творчества классика

В искусстве ХХ века есть три больших скульптора, творчество которых сформировалось в 1920–1930-е годы: Генри Мур, Альберто Джакометти и Александр Колдер. В силу идеологических причин о показах их работ в СССР не могло быть и речи. По той же причине они практически отсутствуют в наших музейных собраниях. Первая ретроспектива Джакометти состоялась в 2008 году в ГМИИ. Муру повезло больше: три выставки в разные годы, начиная с 1990-х в ГМИИ, Эрмитаже и Музеях Московского Кремля. Теперь же в ГМИИ состоится наконец и долгожданная встреча с Колдером.

Надо только напомнить, что эта встреча не первая. В 1959 году в Москве в исторической теперь Американской национальной выставке участвовали две его скульптуры — Большой черный «московский» мобиль (1957) и Семиногое существо (1957), чтобы затем благополучно вернуться домой. На московской ретроспективе будет 56 произведений Колдера (скульптура, живопись, графика), охватывающих период с 1927 по 1976 год. 53 экспоната — из Фонда Колдера в Нью-Йорке, два из частных коллекций и единственная работа из фондов ГМИИ — гуашь, подаренная автором Святославу Рихтеру в 1970 году. Американский куратор выставки Александр Ровер, внук художника и президент фонда, составил ее хронологически. В начале — ранние скульптуры из проволоки, созданные в Париже, куда Колдер приехал впервые в 1926 году, поучившись до этого на художника в Нью-Йорке. Это Хелен Уиллс (1927), Геракл со львом (1928) и многофигурная Арена цирка (1929).

Кстати, первый парижский успех Колдера был связан именно с цирком, вернее, с его миниатюрной копией с самодельными фигурками циркачей и разных зверюшек из подручного «мусора». Развернув этот нехитрый реквизит на Салоне юмористов в 1927 году, Колдер разыграл целый спектакль. После его пришлось повторить еще не раз из-за оглушительного успеха: на представление сбегались как художники, так и просто зеваки. Появились и другие работы из проволоки — графические абрисы, но трехмерные, что давало основание называть их скульптурами. Почему проволока? В детстве Колдер мог наблюдать за работой деда и отца, тоже скульпторов, сгибавших металлические стержни и проволоку для арматуры своих работ из глины. Став уже известным в Париже, Колдер не стал почивать на лаврах. В 1930-м он посетил мастерскую Пита Мондриана — и вскоре появились его абстрактные композиции, подвешенные на проволоку и приводимые в движение рычагом или моторчиком, а со временем — оживающие благодаря дуновению ветра или прикосновению. Колдер называл их «объектами», пока Марсель Дюшан не придумал для них термин «мобиль». Кстати, устойчивые конструкции Колдера «стабилями» будто бы назвал еще один классик — Жан Арп. На выставке будет один из первых мобилей Колдера  — Красный, белый, черный и медный (1934). По словам Ровера, «с изобретением мобиля в 1931 году, Колдер разрешил проблему, обозначенную в начале ХХ века русскими конструктивистами, — изобразить движение в его чистейшей форме».

В США большой успех к скульптору пришел с ретроспективой в МоМА (под кураторством того же Дюшана) в 1943-м. Международное же признание он получил после войны (как и Мур с Джакометти): выставки, заказы на монументальные стабили (мини-макеты которых также будут на выставке). А в 1952 году ему был, наконец, присужден и гран-при Венецианской биеннале. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+