18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Айдан Салахова: между ориентализмом и постмодерном

Одалисок Айдан Салаховой летом покажут в Серпуховском историко-художественном музее — поближе к вакханкам Генриха Семирадского и красавицам Константина Маковского. В серпуховском музее хранится весьма достойная коллекция русского искусства XIX века, где заметное место отведено академистам. С их картинами работы действующего академика Академии художеств Айдан Салаховой сравнивать будет особенно интересно.

Салахову принято считать адептом неоакадемизма. Начав с феминистских тем, выраженных на ее холстах узнаваемыми гендерными символами, уже в 1990‑е она стала отдавать предпочтение Красоте — так появились ее одалиски. Когда современные художники отказывались от живописи как анахронизма, консерватизм Айдан выглядел радикальным жестом. Тогда еще можно было говорить о некоторой близости к «академизму»: и тут и там только восхищение прекрасной плотью. Со временем раскрепощенные женщины Востока у Айдан надели паранджу, но от этого не став менее радикальными. Скорее, наоборот: паранджа скрывала более откровенную чувственность. В выставленных в Серпухове проектах Раскрытие, Предстояние, Персидские миниатюры, а также в новых работах изображены ритуальные сцены. Из суфийских мистификаций, иконописи и психоанализа сложился пряный постмодернистский букет. В этих сюжетах, где в центре всегда Женщина, все — иносказание. Если искать аналогии в истории искусства, то это Экстаз святой Терезы Бернини. Монахиня Тереза — в состоянии блаженства, абсолютно чувственного, но придраться к нему невозможно, потому что все там согласно каноническому житию святой. У Айдан похожая история. Она изображает ритуал с помощью знаков, символизирующих чувственность. И обнаруживает общую природу между духовным и чувственным: в обоих действует механизм катарсиса — просветление через аффект. И хотя от академизма здесь остались лишь точность рисунка и композиции, а также академическое знание истории искусств, закутанным в мраморные одеяния гуриям наверняка будет удобно в залах неоклассического особняка, построенного Романом Клейном

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+