18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марсиаль Райс. Поп-артист, любящий классику

№33
Материал из газеты

Выставка патриарха «нового реализма» в Палаццо Грасси

Ветеран французской художественной сцены Марсиаль Райс (род. 1936) сегодня переживает вторую волну признания. После недавнего присуждения ему престижной японской Императорской премии и прошлогодней большой персональной выставки в Центре Помпиду в Париже теперь его ретроспектива открылась в Палаццо Грасси в Венеции, в частном музее современного искусства миллиардера Франсуа Пино.

Вряд ли можно сказать, что про Райса забыли: его работы включаются в крупные международные проекты. Но персональной выставки за пределами Франции не было с 1965 года.

И это несмотря на то, что в 1960-е Райс был одной из ключевых фигур «нового реализма» (французской версии поп-арта) наравне с Арманом, Ивом Кляйном, Жаном Тэнгли, Ники де Сен-Фалль и Сезаром. Начинал Райс с ассамбляжей из предметов потребления, использовал в своих работах разные материалы и техники: плексиглас, неон, зеркала и фотографии. Одновременно он писал картины, беря свои образы из рекламы или обращаясь к произведениям-иконам в истории искусства. Как поп-артист он упрощал изображение, обводил его широкой контурной линией, иногда используя вместо краски неон.

Писал Райс ядовито-яркими красками, добавляя порой битое стекло и даже дохлых мух, тем самым иронизируя над иллюзионистскими эффектами традиционной живописи. «Я не пишу картину — я работаю над образами, трансформируя их с привлечением новых средств», — говорил художник о своей живописи.

В 1970-е Райс порывает с поп-артом, и начинает много рисовать с натуры в технике темперы, а в живописи возвращается к классическим сюжетам из истории искусства. Одновременно он начинает заниматься скульптурой, сначала используя «бедные» материалы, отдавая тем самым дань модному тогда минимализму, а затем перейдя к крупной форме в бронзе и других традиционных материалах. Для выставки в Палаццо Грасси куратор музея Каролин Буржуа отобрала около 300 работ Райса, начиная с 1958 года, включающих живопись, скульптуру и видео. Часть из них выставлены впервые.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+