18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Муху» возглавил Василий Кичеджи

Стало известно, что 14 мая на пост ректора Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица (в прошлом Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной) в Санкт-Петербурге временно назначен Василий Кичеджи, один из соратников петербургского губернатора Георгия Полтавченко, бывший вице-губернатор Петербурга по вопросам науки, культуры, образования и СМИ, исполнявший обязанности председателя городского Комитета по культуре до назначения на эту должность Василия Панкратова. В 1990-е годы Кичеджи возглавлял Челябинский тракторный завод и до Петербурга практически не был связан со сферой культуры и искусства, что неоднократно ставили ему на вид многие представители городской интеллигенции.

В Художественно-промышленной академии уже несколько лет тянется конфликт вокруг назначения на должность ректора, что отражает глубокий системный кризис образования в одном из главных художественных вузов страны. В 2009 году при содействии предыдущего ректора Алексея Талащука, многие годы возглавлявшего академию, на эту должность был избран скульптор Александр Пальмин, который своими действиями и кадровыми решениями (как, например, увольнением неугодных ему преподавателей) восстановил против себя коллектив. В 2012 году сотрудники и преподаватели протестовали против маленькой зарплаты, студенты — против сокращения учебного плана по основным дисциплинам и все они — против методов управления. В результате в 2014 году Пальмин был отправлен в отставку, и в Художественно-промышленную академию был призван кризис-менеджер: исполняющим обязанности ректора был назначен Александр Черных из Инженерно-строительной академии, бывший специалист в области деревообработки. Это назначение вызвало сдержанный оптимизм преподавателей, прежде всего кафедры рисунка и живописи: так, на полугодовом ректорском обходе в зимнюю сессию Черных прислушивался к мнению профессионалов и не выказывал собственных амбиций. В то же время авторы петиции «Сохранить Художественно-промышленную академию им. А.Л.Штиглица („Муху“)» на сайте Change.org, собравшей более 4 тыс. подписей, справедливо утверждают: «Знаменитую художественную Школу должен возглавить профессионал, хорошо знакомый с многочисленными проблемами образовательного процесса».

Нынешнее назначение и.о.ректора Василия Кичеджи смотрится как часть аппаратной игры: оставшемуся после ухода из правительства города без работы чиновнику подыскали место. Это, путь и временное кадровое решение, стало неожиданностью абсолютно для всех сотрудников академии и явно не отвечает представлениям преподавателей и студентов о судьбе альма-матер. Впрочем, как она сложится при новом ректоре, сейчас сказать невозможно. Выступая, Кичеджи произнес дежурный набор фраз про «сохранение уникальной художественной школы, неповторимого петербургского стиля, замечательных традиций». Однако ситуация в учебном заведении такова, что на кафедре живописи факультета монументально-декоративного искусства, которая исторически главенствует в «Мухе», практически нет авторитетных в мире искусства преподавателей, которые бы участвовали в актуальном художественном процессе. При этом именно Художественно-промышленная академия — благодаря или вопреки образованию — регулярно поставляет современных художников, известных не только на петербургской арт-сцене. Отсюда вышли «Непокоренные» во главе с Ильей Гапоновым, удачно применившие в современном искусстве полученные ремесленные навыки живописцев, а отделившийся от них Павел Шугуров сделал карьеру главного художника города Владивостока. Выпускники «Мухи» за прошедшее десятилетие попадали в номинанты «Инновации» и становились лауреатами этой премии, как Иван Плющ и участники группы «Мыло» Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов. Хочется, чтобы в CV современных художников строчка «Художественно-промышленная академия имени Штиглица» не просто значилась, но и что-то значила.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+