18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Третьяковка на Крымском обновляется, и уже на этой неделе

В эту субботу, 16 мая, во время «Ночи в музее» первые счастливчики смогут опробовать новый вход в Третьяковскую галерею на Крымском Валу — со стороны пешеходной набережной Москвы-реки. Об этом сообщила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на встрече с журналистами. И это лишь малая часть преобразований, задуманных для привлечения публики в здание музея на Крымском Валу, где показывается искусство ХХ века и проходят выставки. «Мне кажется несправедливым, что самая лучшая в стране экспозиция русского авангарда, соцреализма, советского искусства 1970–1990-х годов испытывает недостаток внимания», — сказала директор.

«Мы вывезли из внутреннего двора 15 грузовых машин с мусором, отремонтировали мощение, запускаем фонтан», — рассказала Зельфира Трегулова, напомнив о том, что здание бывшей Картинной галереи народов СССР, которое делят сейчас Третьяковка и Центральный дом художника, построенное более полувека назад, является памятником архитектуры и открытый со стороны набережной внутренний двор был изначально задуман авторами здания — теперь наконец этот замысел осуществлен. Летом во дворе будут проходить концерты, перформансы, временные выставки, а в следующем году должен состояться первый музыкальный фестиваль под управлением дирижера Дмитрия Юровского.

Уже сейчас в вестибюле здания на Крымском Валу открылась кондитерская сети «Волконский», и в самое ближайшее время постоянные посетители не узнают знакомое фойе: дизайнерское бюро «Золотогруп» придумало его новую планировку и внешний вид, включая сидячие места для отдыха и книжный магазин. В скором будущем появится также детская студия в соседнем помещении.

Все эти изменения стали возможны, поскольку удалось найти компромисс с парком «Музеон», которому принадлежит земля вокруг галереи. Архитектор Евгений Асс разработал удобную лестницу, чтобы публика могла подняться в музей с набережной. Кроме того, урегулированы проблемы с парковкой, а именно: к зданию смогут подъезжать туристические автобусы, также предусмотрено 12 парковочных мест для людей с ограниченными возможностями.

Эти изменения — часть большого стратегического плана по развитию арт-кластера, то есть района Москвы, простирающегося от Лаврушинского переулка до Парка Горького. Как рассказала директор, некоторое время назад состоялась встреча руководителей культурных организаций, расположенных на этой территории: Парка Горького, парка «Музеон», Музея современного искусства «Гараж», который в июне открывает новое здание, а также проведены переговоры с Департаментом культуры города Москвы. Были достигнуты соглашения о взаимодействии и поддержке. Например, посетители Третьяковки в Лаврушинском смогут взять велосипед и доехать по набережной до здания на Крымском и далее в Парк Горького и «Гараж». Чтобы объединить эти пункты, будет разработана новая навигация, в частности выпущены брошюры с описанием маршрута, в который вскоре может быть включен дом, где родились коллекционеры — братья Третьяковы. Там будет создан мемориальный музей.

Летом начнется капитальный ремонт части здания на Крымском Валу, принадлежащей Третьяковской галерее. Это более 60% его площади, остальное — собственность Международной конфедерации союзов художников (ЦДХ), считающейся правопреемницей Союза художников СССР. Очевидно, что никакая масштабная реконструкция невозможна при двух собственниках (в здании единая система коммуникаций, включая вентиляцию и прочее), и на встрече были высказаны пожелания, чтобы эта проблема была решена на федеральном уровне, — странно, что главный музей национального искусства должен выяснять отношения с соседями, как на коммунальной кухне.

А пока эта проблема не решена, Третьяковка будет постепенно чинить крышу. Сначала над залами выставок, затем над залами с постоянной экспозицией ХХ века. Ремонт будет сопровождаться реэкспозицией — Зельфира Трегулова пообещала, что будет переделана экспозиция искусства русского авангарда и как минимум два зала будут отданы под коллекцию его великого собирателя Георгия Костаки, переданную им в Третьяковскую галерею. «Имя Костаки должно встать в один ряд с именами Щукина, Морозова и Третьякова», — считает Зельфира Трегулова.

Кроме того, она рассказала о том, что музей готовит новую концепцию развития. Для этого сейчас, на первом этапе, привлечена международная консалтинговая компания на спонсорской основе. В дальнейшем рассчитывают на конкурсной основе заказать концепцию одной из нескольких мировых компаний, специализирующихся на музейном развитии, как это уже сделали Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Политехнический музей. «Я в этом бизнесе с 1985 года, и, к сожалению, в области музейного проектирования и маркетинга у нас до сих пор нет профессионалов», — заметила Зельфира Трегулова. «Все, что сочиняют наши российские компании, ложится на полку: этим, к сожалению, невозможно пользоваться», — добавила она.

Также было рассказано о выставочных планах. Осенью на Крымском Валу откроется выставка Валентина Серова, для которой Третьяковская галерея надеется получить портреты российских императоров из зарубежных музеев. Интересной обещает быть первая выставка знаменитого иконописца Симона Ушакова. Осенью музей отмечает 100-летие выставки «0.10», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича, — этому событию будет посвящена и ближайшая «Ночь в квадрате» 16 мая. Хотя многие работы уедут в Швейцарию, в Фонд Бейелера, который готовит масштабную выставку к 4 октября, посвященную этому юбилею, музей отметит годовщину большой программой и собственной экспозицией на тему. Третьяковка надеется взять реванш в 2017-м, на выставке, посвященной Октябрьской революции, — о революции в искусстве. Отдел новейших течений готовит «эпохалку» под рабочим названием «Оттепель». На 2019 год запланирована выставка, посвященная первому в мире музею современного искусства — Музею живописной культуры. Готовятся выставки Александра Яковлева, Зинаиды Серебряковой, Гелия Коржева.

Вход с набережной в Третьяковку на Крымском Валу будет окончательно открыт 6 июня.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+