18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Поздний стиль» Рембрандта: расцвет, а не закат

Каталог Rembrandt: the Late Works (Рембрандт: поздние работы) помогает лучше понять яркую выставку, недавно завершившуюся в лондонской Национальной галерее и до 17 мая идущую в амстердамском Рейксмузеуме. Кажется, это первая экспозиция, полностью посвященная последним десятилетиям жизни художника и отражающая всеобщий интерес к временам «арт-зрелости» великих маэстро. Недавняя выставка Тициана обратила внимание на более свободный характер его раскрепощенной, даже импрессионистичной живописи заката жизни. И даже возникло предположение о том, что такая манера вообще характерна для позднего творчества любого мастера.

Показательным примером этого служит работа Рембрандта с эффектами светотени, которую анализирует Эрик Хинтердинг. С юности и на протяжении всего творческого пути Рембрандт уделял ей пристальнейшее внимание как в живописи, так и в гравюре, особенно глубоко разрабатывая ее именно в поздний период. Офорт Поклонение пастухов (1657) известен в 11 состояниях, и каждое из них уникально: Хинтердинг считает, что изменения светотени могли стать результатом смены бумаги и постоянной доработки пластины. Даже между двумя отпечатками первого состояния имеются различия.

Главная черта позднего Рембрандта — способность проникать на глубинный психологический уровень, совершенствуя то, что художник познал раньше. В маленьком, отлично иллюстрированном издании Lives of Rembrandt (Жизни Рембрандта) подчеркивается: мастер всегда шел по особому пути. Несмотря на обвинения в небрежении опытом предшественников, Рембрандт прекрасно сознавал, каким традициям наследует. Как именно он это делал, становится ясно из новой книги. К примеру, он отказался от ярких рубенсовских цветов, которые использовали даже его ученики. До самого конца ему было важно прежде всего проникать в глубины человеческого характера, показывая мир таким, каков он есть, оттачивать умения, которыми он овладел.

И последняя мысль, обязанная своим возникновением не столько авторам статей, сколько прекрасным иллюстрациям. Что же все-таки делает Рембрандта особенным? Его человечность в передаче характера и чувств, его изображения глаз. Если посмотреть на женщину с картины Еврейская невеста (1665), на мужчин из Синдиков (1662), на Иосифа в Иакове, благословляющем сыновей Иосифа (1656) или почти на любое другое лицо, становится понятно, что именно глаза для Рембрандта были зеркалом души. 

Lives of Rembrandt. Filippo Baldinucci, Arnold Houbraken and Joachim von Sandrart. Pallas Athene Publishers. 96 с. £6,99 (На англ. языке)

Rembrandt: the Late Works / Gregor J. M. Weber and Jonathan Bikker, eds, with Marjorie E. Wieseman, Erik Hinterding, Marijn Schapelhouman, Anna Krekeler. The National Gallery Company in association with Yale University Press. 304 с. £35, $60. (На англ. языке)

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+