18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Усадьбу Вяземских — Долгоруковых отреставрируют несмотря на кризис

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в рамках «Дня открытой стройки» показал журналистам и всем желающим усадьбу Вяземских — Долгоруковых в Малом Знаменском переулке, где в будущем должна открыться Галерея искусства старых мастеров. Сейчас же там идут работы по реставрации и реконструкции здания.

Как рассказала директор ГМИИ Марина Лошак, усадьба была передана музею в 2002 году в крайне плачевном состоянии, что неудивительно, учитывая историю этой постройки. За время своего существования с XVII века она успела сменить немало хозяев, среди которых были князья Сергей Голицын и Андрей Вяземский, княгиня Наталья Долгорукова; здание неоднократно перестраивалось, а в советское время в нем размещалось Управление личного состава флота, затем Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Музей К. Маркса и Ф. Энгельса.

Реконструкция, по словам Марины Лошак, осуществляется под жестким контролем со стороны музея и направлена не только на переделку здания, но и на сохранение его как объекта культурного наследия. Так, в уже готовый проект реставрации были внесены изменения в связи с обнаружением в январе 2015 года на фасаде элементов архитектурного декора, которые относятся к каменным палатам XVII века. Палаты представляют собой редкий памятник гражданской архитектуры, образцов которой в Москве практически не осталось. Впрочем, сохранять будут не только архитектуру: на территории усадьбы растут три мемориальных дерева — вяз и два дуба, возраст одного из которых превышает 200 лет. Вместе с еще 49 деревьями они станут основой городского парка вокруг галереи.

Работы по приспособлению усадьбы под музей начались в августе 2014 года. Их ведет компания «Балтстрой», уже имеющая опыт реставрации исторических построек, среди которых императорская Собственная половина в Большом Кремлевском дворце и Грановитая палата в Москве, Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге. Сопровождает строительство архитектурная мастерская Николая Лызлова.

Помимо реставрации, в здании планируется обустроить четыре подземных этажа, для чего потребуется 18-метровое заглубление. С главным зданием Пушкинского музея усадьбу соединит подземный переход площадью 11 тыс. м2, который, по словам Марины Лошак, станет «не просто коридором», а выставочным пространством. Всего площадь здания увеличится до 26 тыс. м2, тут расположатся запасники, реставрационные мастерские, образовательный центр, кафе и музейный магазин. На будущих 6 тыс. м2 экспозиционного пространства будет выставлено 929 произведений живописи художников XIII — начала XIX века. Завершить реставрацию планируется к концу 2018 года, а для посещения галерея должна открыться в 2019 году.

Работы в усадьбе Вяземских — Долгоруковых входят в проект комплексной реконструкции музейного городка ГМИИ, который, по словам главы Департамента культуры города Москвы Александра Кибовского, будет «ориентирован на создание доступной открытой пешеходной среды». По словам директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры РФ Бориса Мазо, эта реконструкция стала одним из немногих проектов, которых не коснулись сокращения финансирования в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране. На реставрацию усадьбы выделено 3,4 млрд руб., а общая сумма, которая будет потрачена на музейный городок, составляет 21,6 млрд руб.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+