18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Усадьбу Вяземских — Долгоруковых отреставрируют несмотря на кризис

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в рамках «Дня открытой стройки» показал журналистам и всем желающим усадьбу Вяземских — Долгоруковых в Малом Знаменском переулке, где в будущем должна открыться Галерея искусства старых мастеров. Сейчас же там идут работы по реставрации и реконструкции здания.

Как рассказала директор ГМИИ Марина Лошак, усадьба была передана музею в 2002 году в крайне плачевном состоянии, что неудивительно, учитывая историю этой постройки. За время своего существования с XVII века она успела сменить немало хозяев, среди которых были князья Сергей Голицын и Андрей Вяземский, княгиня Наталья Долгорукова; здание неоднократно перестраивалось, а в советское время в нем размещалось Управление личного состава флота, затем Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Музей К. Маркса и Ф. Энгельса.

Реконструкция, по словам Марины Лошак, осуществляется под жестким контролем со стороны музея и направлена не только на переделку здания, но и на сохранение его как объекта культурного наследия. Так, в уже готовый проект реставрации были внесены изменения в связи с обнаружением в январе 2015 года на фасаде элементов архитектурного декора, которые относятся к каменным палатам XVII века. Палаты представляют собой редкий памятник гражданской архитектуры, образцов которой в Москве практически не осталось. Впрочем, сохранять будут не только архитектуру: на территории усадьбы растут три мемориальных дерева — вяз и два дуба, возраст одного из которых превышает 200 лет. Вместе с еще 49 деревьями они станут основой городского парка вокруг галереи.

Работы по приспособлению усадьбы под музей начались в августе 2014 года. Их ведет компания «Балтстрой», уже имеющая опыт реставрации исторических построек, среди которых императорская Собственная половина в Большом Кремлевском дворце и Грановитая палата в Москве, Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге. Сопровождает строительство архитектурная мастерская Николая Лызлова.

Помимо реставрации, в здании планируется обустроить четыре подземных этажа, для чего потребуется 18-метровое заглубление. С главным зданием Пушкинского музея усадьбу соединит подземный переход площадью 11 тыс. м2, который, по словам Марины Лошак, станет «не просто коридором», а выставочным пространством. Всего площадь здания увеличится до 26 тыс. м2, тут расположатся запасники, реставрационные мастерские, образовательный центр, кафе и музейный магазин. На будущих 6 тыс. м2 экспозиционного пространства будет выставлено 929 произведений живописи художников XIII — начала XIX века. Завершить реставрацию планируется к концу 2018 года, а для посещения галерея должна открыться в 2019 году.

Работы в усадьбе Вяземских — Долгоруковых входят в проект комплексной реконструкции музейного городка ГМИИ, который, по словам главы Департамента культуры города Москвы Александра Кибовского, будет «ориентирован на создание доступной открытой пешеходной среды». По словам директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры РФ Бориса Мазо, эта реконструкция стала одним из немногих проектов, которых не коснулись сокращения финансирования в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране. На реставрацию усадьбы выделено 3,4 млрд руб., а общая сумма, которая будет потрачена на музейный городок, составляет 21,6 млрд руб.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+