18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Наброски к биографии Оскара Рабина

№32
Материал из газеты

«Новое литературное обозрение» выпустило биографию классика второго русского авангарда, собранную Алеком Эпштейном по многочисленным документальным свидетельствам и следам своих разговоров с Рабиным. В этом заключена как сила, так и слабость книги

От биографии Оскара Рабина, изданной в 2015 году, ожидаешь подхода взвешенного и академического. Кропотливого анализа не только творческого пути, но и исследования контекста, сопоставления фактов и точек зрения, опровержения существующих гипотез и выдвижения новых. По прочтении книги можно констатировать: Алек Эпштейн — великолепный рассказчик. Настоящий добытчик информации, мастер увлекательной компиляции и тщательной проверки фактов. Биография Рабина читается как захватывающая история с любопытными деталями, взятыми буквально отовсюду. Мемуары художников, политиков и общественных деятелей. Беседы с очевидцами событий — личные или опубликованные в разное время. Редкие и малодоступные издания наподобие Искусства под бульдозерами, посвященного легендарной Бульдозерной выставке и составленного в 1976 году коллекционером Александром Глезером. Есть здесь подробности из жизни московских диссидентов, почти детективная история загадочного персонажа Виктора Луи, английского и советского журналиста, сыгравшего существенную роль в санкционированной переправке работ нонконформистов за границу. Не говоря уже о самой выставке под открытым небом в Беляево, разогнанной властями, которая детально препарирована и разобрана по косточкам, картографии (не совсем полной) западных выставок советских художников, первых публикаций о них в Европе и Америке.

В качестве «запечатленной судьбы» книга читается легко. Автор внимательно всматривается в каждый шаг и с почтением ловит каждое слово, произносимое его визави, окружая его любопытными историческими подробностями. Именно здесь кроется слабое место книги. Автор, собравший под ее обложкой столь завидные сокровища, не подверг их почти никакому анализу — за исключением того, что соединил вместе и выложил перед читателем. В логике, зеркально воспроизводящей мнения и взгляды самого Рабина.

Методология биографа оказалась простой: шаг за шагом, он почтительно следует за интересующим его персонажем. Описывая работы Рабина, ретранслирует восприятие их самим художником. Смысл отдельных вещей «укореняет» не в породившем их художественном контексте, а в личной биографии создателя. Даже искусствоведческие работы цитируются Эпштейном только для того, чтобы подтвердить и упрочить нарратив, выстраиваемый в этой непротиворечивой, на первый взгляд, «устной истории».

Биограф столь прочно солидаризуется с точкой зрения того, о ком пишет, что в конце книги сочувственно начинает транслировать взгляды Рабина на «современное» — взятое в кавычки — искусство сегодняшних дней, которое, по мнению художника, «достигнув своей вершины, остановилось, затопталось на месте» и «оказалось в „застое“, со всеми признаками бессилия, который мы вежливо называем „кризисом“» .

Такие формулировки, в которых описана, в частности, коллекция Центра Помпиду, приведены в главах о парижском периоде. Здесь и заканчивается самая интересная часть книги, уступая место рассуждениям (автора и художника) о ностальгии по родине, непризнанности и выключенности из художественной жизни, верности прежним мотивам в картинах, в силу чего, по словам Рабина, в парижских пейзажах ему приходится невпопад подрисовывать Эйфелеву башню, чтобы в улочках Монмартра не усмотрели слякоть московского Лианозово.

Сознательно или нет, но биография подтверждает расхожие мифы о вечной привязанности советских нонконформистов к советскому опыту. Как будто художникам, которым в иммиграции позволили наконец быть собой и заниматься искусством во всей творческой полноте, оказалось нечего добавить к сказанному ранее по ту сторону железного занавеса.
От специалистов, занимавшихся 1960-ми, часто приходится слышать, что сам материал активно сопротивляется систематическому описанию и академической категоризации. Новая книга, посвященная советскому нонконформистскому искусству, очевидно, не претендует на подобные задачи, но служит, скорее, ценным источником и подспорьем для тех, кто предпримет очередную попытку научно обозреть этот период. Невероятно важный для истории российского искусства, но до сих пор все еще мало изученный.

Эпштейн А. Д. Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+