18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Все козыри Владимира Немухина. Ретроспектива мастера нонконформизма

№32
Материал из газеты

Московский музей современного искусства покажет всю эволюцию классика

В ММОМА представят всего Владимира Немухина (род 1925) — от абстракций конца 1950-х до самых последних работ, более сотни живописных и скульптурных произведений из отечественных музеев, фондов и частных коллекций. В их числе и те, что пока не появлялись на публике, включая две монументальные скульптуры. По словам куратора выставки Андрея Ерофеева, Немухин — единственный русский художник, прошедший все стадии абстракции, что отразится и в экспозиции. Каждой из них посвящен свой раздел: лирический экспрессионизм, поверхность и фактура, геометрия. Первые его опыты в абстракции более всего близки практике Джексона Поллока, хотя и вышло это, кажется, не намеренно. В мастерской Немухина не было большого мольберта, двухметровые холсты лежали на полу и художнику приходилось прибегать к разбрызгиванию краски. Однако Немухин всегда тяготел к предметности: кроме краткого периода чистой абстракции, в его живописи почти всегда сохраняются следы реальности. Он искал универсальный предмет, через который можно было бы выстроить свой живописный монолог. Какое-то время его занимали дома, бутылки, яблоки и даже облака, пока не появился любимый мотив — игральные карты, заинтересовавшие его своей «любопытной геометричностью», как объясняет он сам. Карты же намертво привязали работы Немухина к историческому авангарду, где они вошли в лексикон живописи как одна из форм протеста против «классического» искусства. Вернувшись к конкретике, художник начал вводить в картину и реальные предметы (сначала те же карты), а затем стал усложнять поверхность картины, ее фактуру — живопись становится плотной, осязаемой. К художественному андерграунду Немухин примыкает в середине 1950-х, войдя в Лианозовскую группу и принимая участие во всех ее акциях, в том числе в легендарной Бульдозерной выставке 1974 года. В своих поздних работах, начиная с 1980-х годов, он обращается к геометрической абстракции, еще раз оборачиваясь на исторический авангард. Отдельный раздел посвящен взаимодействию Немухина с другими художниками — соратниками по Лианозовской группе, но не только. В его живописи есть пересечения с Малевичем, Ильей Кабаковым, Дмитрием Плавинским, Эдуардом Штейнбергом и даже Лучо Фонтаной. Еще один зал отведен живописи Лидии Мастерковой (1927–2008), долгие годы подруге и музе художника, с которой они проработали несколько лет в одной мастерской. Жизненные пути их в 1968 году разошлись, но диалог в искусстве продолжался. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+