18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Манеже вручили премию The Art Newspaper Russia

Вчера, 2 апреля, в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялось вручение III Ежегодной премии The Art Newspaper Russia. Премия традиционно присуждается по пяти номинациям, совпадающим с основными рубриками нашей газеты: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад». Началась церемония с приветственного слова основателя премии и Культурного фонда IN ARTIBUS, владельца международной сети The Art Newspaper Инны Баженовой. «Мне кажется сегодня важно показать как много у нас прекрасных музеев и выдающихся выставок, талантливых архитекторов и интересных книг, щедрых и любящих искусство людей. И этим доказать, что художественная жизнь в России вполне соответствует мировому уровню», — отметила она.

Церемония вручения премии была представлена как театрализованное шоу, каждый номер которого был посвящен лауреатам. Постановку уже традиционно осуществили Алексей Агранович и Кирилл Преображенский.

Первая номинация — «Книга года». В ней победила совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem. Приз получали издатели Александр Иванов и Михаил Котомин. На фоне мультиэкранного видео, основанного на дизайне книжных обложек, студенты Школы-студии МХАТ зачитывали цитаты из книги Эндрю Берардини «Поклонник вашего таланта: искусство и этикет», вышедшей в рамках программы-лауреата.

Следующая номинация — «Выставка года». В ней победил проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке в Манеже «Золотой век русского авангарда». Приз вышли получать сама Саския Боддеке, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» Ольга Шишко и начальник отдела экранной культуры Музейно-выставочного объединения «Манеж» Елена Румянцева. Саския Боддеке сказала, что для нее было очень интересно работать над этим проектом, а победа очень важна для укрепления связей между странами, ибо, «когда у дипломатии нет слов, слова находятся у искусства». Перед вручением гости посмотрели мини-спектакль, в котором актер Вениамин Смехов в роли Питера Гринуэя зачитывает свой манифест о русском авангарде. Параллельно на других экранах транслировались фрагменты проекта-лауреата.

Победителем в номинации «Музей года» стал Государственный Эрмитаж, отметивший в 2014 году свое 250-летие и принявший Европейскую биеннале современного искусства Manifesta 10. Получать приз вышел заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. «Спасибо, это награда для всех сотрудников Эрмитажа», — сказал он. Вручение сопровождалось хореографическим номером (постановка Анны Абалихиной), в котором танцоры взаимодействуют с видеомэппингом, представляющим трансформацию произведений из коллекции Эрмитажа в современные работы, участвовавшие в Manifesta 10.

В номинации «Личный вклад» в этом году отмечен меценат Виктор Вексельберг. Сопровождающий номер был посвящен роли личности в истории. На экране виолончелист Борис Андрианов исполнял произведение для нескольких виолончелей в интерьерах Музея Фаберже, основанного Виктором Вексельбергом. Сольную партию музыкант исполнил вживую на сцене. «Я думал, что он [приз] будет более тяжелым. И очень рад, что в такое непростое время у нас появился музей, который приоткрыл некоторые страницы истории. Наша страна — это целый мир, наполненный прекрасными произведениями искусства», — сказал Виктор Вексельберг.

Последняя номинация — «Реставрация года». В ней победили работы по восстановлению фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе в Суздале, выполненные Межобластным научно-реставрационным управлением Министерства культуры РФ. Приз получали генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова и руководитель реставрационной группы ОАО «Владимирреставрация» Людмила Балыгина. «Существует такое изречение, что фрески — это одежда храма. Когда она ветшает, ее нужно менять. Не думаю, что древние изографы думали, что их работы будут жить в веках. Но есть такая профессия — побеждать время», — отметила Светлана Мельникова. Для этой номинации Тина Георгиевская исполнила песню «Кумушки» из кинофильма Андрея Тарковского «Ностальгия». На сцену и экран проецировалась хроника разрушения храмов в советский период, чередующаяся со съемками фресок в Суздале, а также видеозапись, где актеры Константин Хабенский, Евгений Миронов и Алексей Панин рассуждают о красоте.

Церемонию посетили комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, куратор Ярослава Бубнова, актриса Вера Глаголева, главный редактор журнала Interview Алена Долецкая, директор русского Sotheby’s Михаил Каменский, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, телеведущий Андрей Малахов, основатель арт-ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина, поэт Лев Рубинштейн, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств Андрей Толстой, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, коллекционеры Алексей Ананьев, Виктор Бондаренко, Екатерина Макдугалл, Игорь Цуканов, галеристы Мадина и Мариана Гоговы, Емельян Захаров, Владимир Фролов и многие другие.

Партнером премии The Art Newspaper Russia выступил М2М Прайвет Банк. Церемония прошла при поддержке дома Ruinart. После церемонии лауреаты премии и гости вечера отправились в отель Four Seasons на торжественный ужин.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+