The Art Newspaper Russia
Поиск

Салон рисунка в Париже: узкая специализация плюс качество товара

В Париже во дворце Броньяр прошел Salon du dessin — главная международная ярмарка графики и рисунка, представляющая солидную подборку произведений от старых мастеров XVI–XVIII веков до модернизма и ныне живущих авторов. В рамках салона была вручена ежегодная Премия Фонда Даниеля и Флоранс Герлен за произведение современной графики. В тройку номинантов вместе с немецкой абстракционисткой Томмой Абтс попал российский художник Павел Пепперштейн, но приз достался шведу Йокуму Нордстрему.

«У нас нет конкурентов, — говорит президент Salon du dessin Луи де Байзер. — Мы единственный в мире специализированный салон рисунка. Все крупные международные профессионалы и коллекционеры — сливки нашего маленького рынка — собираются здесь, в Париже». Скажи это кто-нибудь другой, его слова можно было бы принять за хвастовство. Но Луи де Байзеру нет смысла набивать цену парижскому салону: его безупречная репутация проверена годами. Французские антиквары во главе с одним из самых влиятельных парижских арт-дилеров Эрве Аароном, сложившим полномочия президента Salon du dessin два года назад, заняли нишу в 1991 году. Первый смотр, «для своих», прошел в отеле George V. Очень быстро инициативу поддержали американские и европейские коллеги, и всего за несколько лет салон заработал себе имя на международной арт-сцене. С тех пор удачная бизнес-модель, в которой ставка сделана на узкую специализацию и качество товара, работает как часы. Постоянные участники сходятся в оценках. Как бы ни штормило глобальный арт-рынок, здесь тихая гавань: гарантированный высокий уровень работ и публики и стабильные продажи. По подсчетам галеристов, в вечер открытия продается не менее 30% стенда, а за время проведения салона многие по несколько раз обновляют экспозицию.

В этом году Salon du dessin продолжил свою экспансию. Из 39 галерей всего 19 с французской пропиской. Соответственно, и среди приглашенных стало заметно больше иностранцев. На вернисаже каждый второй если не знаток-коллекционер, то хранитель уважаемого музея, высматривающий редкости в коллекцию. «На первом месте — американские музеи, затем англичане, немцы и только потом французы», — уточняет де Байзер. Азиаты, арабы и русские — лихая тройка мировых новых денег — здесь не появляются. Среди гостей Salon du dessin был замечен только Сергей Чобан. У живущего в Берлине архитектора, дизайнера и основателя Музея архитектурного рисунка одна из лучших коллекций архитектурной графики. А она в этом году стала главной темой традиционной международной конференции, которая проводится в рамках салона. Дилемму экспертов, считать ли архитектурный рисунок документом или же монументом, разрешила экспозиция Национальной библиотеки Франции, почетного гостя выставки. Уникальная подборка листов — эскизы Теодора Броньяра, Франсуа-Жозефа Беланже и Этьена-Луи Булле с его утопическим кенотафом Ньютона — не документы и не монументы, а великолепные произведения высокого искусства.

Исторически салон ориентировался исключительно на антиквариат, но проверенных, надежных работ старых мастеров на рынке с каждым годом становится все меньше, поэтому смотр неизбежно молодеет. Сегодня уже около 35% выставленных произведений датируются концом XIX — началом XX века и не менее 15% — второй половиной XX века и до сегодняшнего дня. «Я буду только рад, если современных авторов станет больше. Возрастных ограничений у нас нет. Главное требование — это качество», — объясняет Луи де Байзер, добавляя, что листы без атрибуции или уставшие от реставраций к участию не допускаются. Для анонимных работ есть отдельный стенд, где они распродаются по цене в пределах €10 тыс.

Не отставать от тенденции старались даже почтенные специалисты по старому искусству. Так, на стенде лондонской галереи Жан-Люка Барони, приехавшей на Salon du dessin прямиком с TEFAF, были представлены сразу четыре века: Агостино Карраччи, Франсуа-Андре Венсан, Поль Гоген и Люсьен Фрейд. У экс-президента Салона рисунка Эрве Аарона (галерея Didier Aaron, Париж, Нью-Йорк, Лондон), который также не разбирал чемоданы после Маастрихта, был элегантный портрет мадемуазель Шанель французского художника и гравера XIX века Поля Сезара Элле. У нынешнего президента (Galerie de Bayser, Париж) большим спросом по-прежнему пользуются французские живописцы и графики XVIII и XIX веков, тем не менее вместе с портретом обнаженной Жан-Батиста Греза быстро продалась и пастель 76-летнего француза Пьера Скира.

В этом году у Салона рисунка важное пополнение — сразу шесть новых участников. Галерея Marlborough Fine Art с представительствами по всему миру и первыми именами, от Матисса и Пикассо до Бэкона и Фрейда, сделала ставку на французского графика и книжного оформителя Авигдора Ариха (1929–2010). Из новичков и лондонская галерея Aktis с французскими китайцами Чжу Дэцюнем и Чжао Уцзи и с солидным запасом парижских русских от Александра Бенуа до Оскара Рабина.

В рамках салона по традиции вручили Prix Guerlain — ежегодную премию за произведение современной графики, созданную по инициативе семейной четы меценатов и коллекционеров Даниеля и Флоранс Герлен. Герлены для современного рисунка — все равно что Прицкеры для архитектуры: бьются за его статус уже много лет. Сначала посредством своей богатейшей коллекции рисунков и графики, в которой более 200 имен и 30 национальностей (из русских Сергей Ануфриев, Георгий Литичевский, Павел Пепперштейн, Александр Пономарев, Иван Разумов). Это одно из самых больших «бумажных» собраний если не в мире, то в Европе точно. В 2012 году треть коллекции — 1,2 тыс. работ — они передали в дар Центру Помпиду. Затем организовали фонд, в который заманивают и «подсаживают на бумагу» все новых крупных коллекционеров. И наконец создали премию, поощряющую современных художников-графиков. «Рисунок не исчезающий жанр. Более того, он возвращается в моду, — говорит Даниель Герлен. — Несмотря на развитие новых технологий, художники любят работать руками, по старинке. Мы видим графику в большом количестве и на международных салонах, и на выпускных экзаменах в художественных школах. Наша задача — поддержать».

На Премию Фонда Даниеля и Флоранс Герлен выдвигаются художники с работой, выполненной на бумаге или картоне при помощи графических средств: карандаша, чернил, гуаши, акварели, пастели. Коллажи и настенные рисунки также допускаются к конкурсу при условии, что они создавались без участия новых технологий. В жюри, помимо Герленов, музейные эксперты и видные коллекционеры, члены фонда. Лауреат получает €15 тыс. и путевку в коллекцию Центра Помпиду. Два финалиста — утешительный приз в €5 тыс. Национальность художника не имеет значения, единственное условие — тесная культурная связь с Францией. Для Павла Пепперштейна этой связью стала Екатерина Ираги, владелица одноименной галереи в Москве и в Париже. «Впервые я показала работы Павла в Париже в 2004 году. В 2005 году продала его первый рисунок Центру Помпиду. А с Герленами он познакомился в 2007 году после выставки Moscopolis в Espace Louis Vuitton на Елисейских Полях, — рассказывает Ираги. — За этот год наша жизнь и наши отношения с Европой так изменились, что было бы приятно, если бы российский художник победил». Впрочем, едва ли политическая конъюнктура повлияла на выбор жюри. Герлены не скрывают, что в их премии важную роль играют интересы коллекционеров, все остальное — дело вкуса. Значит коллажи художника из Стокгольма Йокума Нордстрема, в которых он склеивает свою личную историю с историей своей страны, пришлись по вкусу всем, и даже Павлу Пепперштейну. «Нордстрем — замечательный художник. Мне очень понравились его работы, поэтому с мнением жюри я полностью согласен», — сказал Пепперштейн.

Материалы по теме
Просмотры: 4109
Популярные материалы
1
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
2
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
3
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
4
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
5
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
6
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
7
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
8
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
9
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
10
Международный арт-проект от Hyundai Motorstudio Human (un)limited
Серия выставок современного искусства Human (un)limited — это новый международный арт-проект Hyundai Motorstudio, организованный совместно с австрийской медиаарт-группой Ars Electronica, который сейчас проходит в трех городах: Москве, Пекине и Сеуле. В Hyundai Motorstudio Moscow проект Human (un)limited представлен работой российского современного художника Егора Крафта.
16 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru