18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Память о ГУЛАГе: хранить вечно

№31
Материал из газеты

После реконструкции мэр Москвы принял новое здание Государственного музея истории ГУЛАГа. В целом оно готово

Даже издалека здание в 1-м Са­мо­течном переулке (дом № 9) производит сильное впечатление: покрытые медными листами фасады — три из четырех — переливаются, отражая свет. Единственная краснокирпичная стена, выходящая в переулок, символизирует преемственность: старое здание музея было тоже из кирпича. Немного жаль с ним расставаться, концептуально это было точное попадание: спускаясь по Столешникову переулку с его бутиками, вы упираетесь в арку с вывеской, смысл которой отрицает саму возможность праздника. Однако окончательное решение о судьбе старого здания не принято. Мемориальный комплекс планируется дополнить еще несколькими адресами. В него войдут бывший спецобъект НКВД «Коммунарка», здание Военной коллегии Верховного суда СССР на Никольской улице и Соловецкий камень на Лубянке. Известно, что первой публичной акцией обновленного Музея ГУЛАГа станет конкурс на лучший проект памятника жертвам массовых репрессий. Уже и место выбрано — сквер на углу проспекта Сахарова и Садовой-Спасской. Определена тема первой выставки на новом месте — Дело врачей.

Само новое здание находится немногим дальше от Кремля и тоже в центре, а места в нем будет больше в разы. Когда-то этот дом, классический образец кирпичной архитектуры начала XX века, отошел Московскому метрополитену, в нем было общежитие, и до сих пор во дворе можно увидеть шестигранник воздуховода из шахт метро. Он, впрочем, не портит вид и выглядит логичным фрагментом ансамбля. Со временем здесь будет разбит Сад памяти, в нем появятся скульптуры, павильон и Стена памяти с выбитыми именами жертв — столь массовых, что список этот, видимо, никогда не будет закрыт.

Архитектур­ное вмеша­тел­ьство в комплекс не планировалось: не музей выступал заказчиком работ, а Департамент городского имущества, где надеялись обойтись минимумом затрат. Музей и его директор Роман Романов рассчитывали на собственный административный ресурс и добрую волю руководства Москвы. Расчеты оправдались. Глава Департамента культуры Сергей Капков помог реализовать этот небанальный музейный проект.

Архитекторы Игорь Апарин и Дмитрий Барьюдин (архитектурное бюро KONTORA), занимавшиеся устройством старого музея, вновь подключились к проекту лишь год назад, когда здания уже коснулась перепланировка. Предполагалось, что кирпич будет покрыт штукатуркой, но архитекторы предложили вместо штукатурки медь.

«Медь — натуральный материал, — объясняет Апарин, — она дает живой фасад, который будет меняться. Через год здание станет коричневым, потом темно-шоколадным, почти черным...» Медь — недешевое удовольствие, в России нет опыта работы с материалом, если не считать покрытых медью Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге, еще в XIX веке покрашенных зеленой краской. Ныне медь закупали в финском Пори, там же учились с ней работать. «Лет через пять оксидированная медь достигнет кондиции, которой мы добиваемся, — говорит Барьюдин. — Это будет мрачный, если не сказать страшный, фасад».

Вспомним изломанные стены Еврейского музея в Берлине, с окнами-щелями, — разве они не страшны? Или Музей Катастрофы (Яд ва-Шем) в Иерусалиме? Это те мемориальные комплексы, которые московские архитекторы имели в виду. По степени воздействия на публику Музей ГУЛАГа должен приблизиться к ним, притом что устроители московского музея находятся в положении более затруднительном, чем их западные коллеги. Эпоха ГУЛАГа оставила редкие артефакты. «Стиралось любое воспоминание о человеке, — объясняет Барьюдин. — Если немцы каталогизировали обстоятельства жизни и смерти жертв, и я могу найти документы, связанные с моим дедом, погибшим 5 мая 1945-го в норвежском лагере для военнопленных, то здесь происходило абсолютное стирание памяти. Материальных подтверждений жизни в ГУЛАГе мало».

И все же они есть и присутствуют в музейной экспозиции, которая займет верхние этажи, частично объединенные в дву­светное пространство с антресолями и торчащими из стен обрезками швеллеров. Эти остатки старых перекрытий словно напоминают о мрачной функции здания — рассказывать о преступлении века.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+