18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фресок Василия Маслова более не существует

В подмосковном Королеве до основания разрушен легендарный дом Стройбюро, «типичный образец русского авангарда», специально построенный для знаменитой Болшевской трудовой коммуны. Памятник архитектуры и истории сровняли с землей в ночь с 7 на 8 марта, во время длинных праздничных выходных, тремя экскаваторами.

Непонятно, кто отдавал приказание уничтожить остатки здания, в котором полтора года назад были обнаружены уникальные фрески художника Василия Маслова. По словам активиста движения «Архнадзор» Андрея Новичкова, приведенным радио «Свобода», «какая строительная организация производит снос, непонятно». «У них нет никаких опознавательных знаков. Более того, никому из нас, в том числе чиновникам, неизвестно, кто на данный момент является владельцем этого участка. Потому что в 2013 году, когда начинался [снос] дома Стройбюро и он еще не был объектом культурного наследия, это была известная нам строительная организация. Но впоследствии у нее отняли право собственности на этот участок. Застройщик больше не имеет никаких документов на эти земли, ему невыгодно производить снос. Он сам заявляет, что это не он. И мы ему верим, потому что все равно у него нет никаких прав. Это какая-то сторонняя организация. У нас есть подозрение, что это власти города Королева. Потому что недавно через все федеральные СМИ глава администрации города сделал заявление, что здание нужно сносить и что плевать на все эти статусы объектов культурного наследия...» — рассказал он.

Уничтожение дома Стройбюро происходило при полном попустительстве наряда полиции, вызванного активистами «Архнадзора», которые подверглись угрозами и нападению со стороны рабочих, помогавших незаконному сносу памятника авангардной архитектуры. Помимо безусловных исторических достоинств, дом Болшевской трудовой коммуны был ценен фресками художника-коммунара Василия Маслова, обнаруженными после большого пожара, произошедшего в конце 2013 года. Тогда под отошедшими слоями краски и старых обоев удалось найти монументальные многофигурные росписи, уникальные как по форме, так и по содержанию. Часть живописного ансамбля дома Стройбюро удалось извлечь из разрушающегося дома и показать на выставках Центра авангарда в Еврейском музее. Тогда же уничтожение дома, на месте которого было запланировано строительство 19-этажного жилого комплекса, приостановили. И на какое-то время даже возникла надежда, что можно будет сохранить и законсервировать памятники подмосковного авангарда 30-х годов прошлого века. Правда, спасли тогда, к сожалению, лишь небольшую часть настенных росписей (композиция получила название «Авангард Трудкоммуны»), от которых теперь ничего не осталось.

По словам Андрея Новичкова, разрушение дома Стройбюро сопровождалось агрессивным поведением строителей: «Это было абсолютно вызывающее поведение, с угрозами, адресованными напрямую конкретным людям. Например, моим коллегам угрожали, что их обольют бензином и подожгут. Что изобьют где-нибудь за углом или повесят на веревке в переулке. Они вели себя вызывающе, сообщали, что им дан приказ любыми силами и средствами совершить снос и любыми силами вывести протестующих со стройки. Что они и сделали. Когда мы затормозили экскаватор, прибежали пять человек и, выкрикивая угрозы, вывели протестующих, выкручивая им руки, в том числе женщинам. С подобным бандитизмом мы сталкиваемся в первый раз…»

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
4
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
5
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
6
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
7
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+