18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Гипер! Стиль, напоследок объединивший художников в СССР

На выставке, подготовленной заведующим отделом новейших течений музея Кириллом Светляковым и его сокуратором Юлией Воротынцевой, будет представлено более 120 живописных работ, графики, а также анимационные фильмы из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, фондов РОСИЗО, Международной конфедерации союзов художников и частных собраний. В западном искусстве гиперреализм был радикальным ответом на концептуализм и минимализм. На отечественной почве никакого эстетического противостояния у «гиперов» с концептуалистами не возникло: многие его представители активно использовали фотографию как источник и средство.

Резкий и неожиданный переход от метафизической абстракции к отстраненному наблюдению за советской действительностью совершила группа нонконформистов в начале 1970-х. Для Эрика Булатова, Эдуарда Гороховского и даже Ильи Кабакова прямое использование фотографии было способом дистанцироваться от советской реальности.
А вот для молодых художников, с конца 1970-х работавших с фотографией, эти стратегии противостояния уже утратили свое значение. Гиперреализм был более радикален, ибо демонстрировал пустотность и фиктивность мира в целом. Но это относится только к крайним проявлениям стиля. Примечательно, что идеологом движения стал Сергей Шерстюк, выпускник отделения истории искусств исторического факультета МГУ, где даже в самые жесткие времена убежденные формалисты учили студентов тому, что в искусстве главное — живописные ценности, отражающие внутренний мир художника. А холст, на который перенесена фотография, принципиально очищен от какого-либо психологизма и живописных изысков.

Западный гиперреализм фиксировал пугающую банальность этого мира. А наши бунтари претендовали только на представления об искусстве. Тем не менее либеральные советские критики новый стиль признали, используя вместо «гипперреализма» более мягкие термины — «фотореализм» или «документальный романтизм». И эти определения были недалеки от истины. Чак Клоуз изображал своих героев как фатально обезличенных существ. У нас для такого радикализма не было психологических оснований. Выросший в условиях идеологического прессинга со стороны государства, советский человек был не в состоянии изжить спасительную теплоту человеческих чувств. Американский гиперреалист холодно фиксирует безлюдные пригороды как зону тотального отчуждения, а Сергей Оссовский в той же технике, но со всей страстью истинного краеведа запечатлевает милые уголки старой Москвы. В результате гиперреализм комфортно вписался в систему позднесоветского искусства. Оказалось, что эти страшные «гипера» преследуют почти исключительно формальные цели. В знаменитой картине Я и отец (1984) Сергей Шерстюк занимается возможностью совмещения в одной картине черно-белой фотографии отца в военной форме с собственным цветным автопортретом. При этом психологическое решение не вступает в противоречие с официальной линией.

Первоначально «гипер­реалистами» называла себя группа киевских художников, перебравшихся в Москву (Сергей Шер­стюк, Сергей Базилев, Сер­гей Гета). Они и стали героями молодежных выставок первой половины 1980-х. Однако вскоре обнаружилось, что это вовсе не изолированный проект небольшой группы художников, но оформленное стилистическое течение, представители которого есть по всему СССР. Особенно явственно оно сформировалось в Эстонии еще в 1970-е годы.

Гиперреализм оказался очень важным для отечественного искусства, но, увы, каким-то размытым и не вполне осуществленным движением.

Многие находки вообще не осознавались как часть художественного проекта. Например, любимым занятием этой компании был коллективный просмотр слайдов, избранные сюжеты из которых переносились на холст. Но теперь кураторы выставки вполне резонно решили представить эти артефакты быта художественной среды в качестве самостоятельных видеоинсталляций. Эти слайд-шоу будут показаны в отдельных боксах под завораживающую музыку Pink Floyd

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+