18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Без подруги и музы поэта Рильке, возможно, не было бы и Синди Шерман

Спустя год после ранней смерти Паулы Модерзон-Беккер (1876–1907) поэт Райнер Мария Рильке посвятил ей свой знаменитый Реквием по одной подруге, «отдавшей жизнь на большее, чем женщине дано». Потребовалось больше века, чтобы ее наследие наконец стало привлекать к себе внимание специалистов. «Ее искусство было настолько необычным для своего времени, что не воспринималось всерьез никем, кроме узкого круга семьи и друзей», — говорит Тине Колструп, куратор выставки в Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке. Мо­дер­зон-Беккер лишь дважды выставлялась при своей жизни и продала только две работы, одну из которых — Рильке. Интерес к ее творчеству заслонил тот факт, что она первая женщина-художница, у которой есть музей (он был открыт в 1927 году в ее родном Бремене). Практически все ее наследие, более 100 картин и 700 рисунков, тоже сконцентрировано в Бремене, и собрать такую большую выставку (100 картин и 40 рисунков), как в «Луизиане», — большая удача. Основная их часть весной 2016 года отправится на выставку в Музей современного искусства города Парижа. Экспозиция начинается, по словам куратора, «с первых попыток художницы как можно правдоподобнее воспроизвести реальность» (так учили на курсах рисования в Берлине; женщин в те годы в академию не принимали), затем переходит к ее «отходу от натурализма» в колонии художников в Ворпсведе. В противовес академической школе эти художники искали единения с природой, предпочитая писать пейзажи и идиллические сценки из крестьянской жизни непосредственно с натуры. На рубеже веков, после нескольких поездок в Париж, Паула Беккер отошла от художников Ворпсведе, которым, впрочем, с самого начала было чуждо ее стремление к предельному упрощению формы и цвета.

Хотя Модерзон-Беккер не попала на первые страницы истории европейского модернизма, ее поздние натюрморты предвещают экспрессионизм, а женские портреты и автопортреты дают основание говорить о ней «как об очень интересной предшественнице некоторых феминисток-художниц в более близком нам времени», говорит Килструп.

В автопортрете с подписью «Я написала его в возрасте 30 лет к 6-летию моей свадьбы» художница изобразила себя беременной, хотя еще не носила в себе ребенка (она умерла через три недели после его рождения), с обнаженным торсом как Венера Милосская. «Как Синди Шерман играет с современными гендерными кодами, так и Паула Модерзон-Беккер использовала коды, которые знала». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+