18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Без подруги и музы поэта Рильке, возможно, не было бы и Синди Шерман

Спустя год после ранней смерти Паулы Модерзон-Беккер (1876–1907) поэт Райнер Мария Рильке посвятил ей свой знаменитый Реквием по одной подруге, «отдавшей жизнь на большее, чем женщине дано». Потребовалось больше века, чтобы ее наследие наконец стало привлекать к себе внимание специалистов. «Ее искусство было настолько необычным для своего времени, что не воспринималось всерьез никем, кроме узкого круга семьи и друзей», — говорит Тине Колструп, куратор выставки в Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке. Мо­дер­зон-Беккер лишь дважды выставлялась при своей жизни и продала только две работы, одну из которых — Рильке. Интерес к ее творчеству заслонил тот факт, что она первая женщина-художница, у которой есть музей (он был открыт в 1927 году в ее родном Бремене). Практически все ее наследие, более 100 картин и 700 рисунков, тоже сконцентрировано в Бремене, и собрать такую большую выставку (100 картин и 40 рисунков), как в «Луизиане», — большая удача. Основная их часть весной 2016 года отправится на выставку в Музей современного искусства города Парижа. Экспозиция начинается, по словам куратора, «с первых попыток художницы как можно правдоподобнее воспроизвести реальность» (так учили на курсах рисования в Берлине; женщин в те годы в академию не принимали), затем переходит к ее «отходу от натурализма» в колонии художников в Ворпсведе. В противовес академической школе эти художники искали единения с природой, предпочитая писать пейзажи и идиллические сценки из крестьянской жизни непосредственно с натуры. На рубеже веков, после нескольких поездок в Париж, Паула Беккер отошла от художников Ворпсведе, которым, впрочем, с самого начала было чуждо ее стремление к предельному упрощению формы и цвета.

Хотя Модерзон-Беккер не попала на первые страницы истории европейского модернизма, ее поздние натюрморты предвещают экспрессионизм, а женские портреты и автопортреты дают основание говорить о ней «как об очень интересной предшественнице некоторых феминисток-художниц в более близком нам времени», говорит Килструп.

В автопортрете с подписью «Я написала его в возрасте 30 лет к 6-летию моей свадьбы» художница изобразила себя беременной, хотя еще не носила в себе ребенка (она умерла через три недели после его рождения), с обнаженным торсом как Венера Милосская. «Как Синди Шерман играет с современными гендерными кодами, так и Паула Модерзон-Беккер использовала коды, которые знала». 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+