18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Не раскрывая карт

№30
Материал из газеты

Галерея «Наши художники» издала мемуары Аристарха Лентулова

Аристарх Лентулов знаменит как основатель «Бубнового валета» и с картинами этого периода (Автопортрет. Le Grand Peintre; Василий Блаженный) ассоциируется в первую очередь. Он также преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, о чем известно меньше, работал в театре и даже состоял в АХРР (результаты этой его деятельности почти неизвестны).
Судя по воспоминаниям, «Бубновый валет» сам Лентулов видел главным делом всей жизни. В тексте он подчеркивает свою роль в жизни объединения, акцентирует его значение для России (и мира в целом), открещивается от ярлыка вторичности по отношению к Сезанну и Матиссу, которым награждали «валетовцев» уже тогда. Даже при подготовке поздних персональных выставок Лентулова заботит судьба именно ранних картин. «Мне предстояло выдержать экзамен и за себя, и за всю группу», — писал он о выступлении перед жюри накануне ретроспективы 1933 года.

Главы о «Валете» написаны наиболее остро и живо (и достоверно, судя по научным комментариям в приложении). Они позволяют «понюхать воздух», которым дышали художники лентуловского круга. Практически все прочие явления культурной — и общественной — жизни для художника остаются за кадром. Авангард он ненавидит, именует «чертовщиной», «какими-то Малевичами» или «искусствами, по которым прошлась… аттилова нога». Революция описана через выставки, где художник участвовал, а страницы о 1940 годе полны восхищений красотой Москвы. Память Лентулова избегает острых углов и подробностей эпохи. Новый советский реализм, поездки на заводы Донбасса в 1930-е (возможные только с официального дозволения), увлечение индустриальной тематикой — в рассказах об этом Лентулов оперирует «дореволюционными» категориями живости цвета, эмоций, мастерства. Изгиб фабричной трубы восхищает его так же, как и изгиб мясистой тыквы на украинском базаре, а настоящее идеологическое искусство видится «серым, средним» (Александр Герасимов, Исаак Бродский) или «просто плохим» (Василий Ефанов, Павел Соколов-Скаля).

Потому заставляют недоумевать поздние главы с казенными фразами о пролетарском искусстве, яростным одобрением постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» и прочей канцелярщиной. Впрочем, при давлении, оказывавшемся на интеллигенцию, это, кажется, было неизбежной данью времени. Да и рукопись столь «большого» человека, каким сделался Лентулов в СССР, вполне могла попасть в руки КГБ. Свой жизненный путь надлежало «оформить» в правильном свете, это становилось элементарной мерой предосторожности.

«Лоскутным одеялом» однажды окрестил творчество художника критик Абрам Эфрос. «Если это опыты, в них нет системы; если это развитие, — в нем нет обязательности», — писал он в статье о персональной лентуловской выставке 1933 года. Мемуары, похоже, стали для автора попыткой помыслить это «одеяло» из Василия Блаженного; Перехода через Сиваш и фабричных труб как непротиворечивое целое.

Лентулов А. Воспоминания. СПб.: Петроний, 2014. 288 с.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+